суббота, 1 июня 2024 г.

Прошу… посадку

Речь вовсе не о самолётах. Речь о нашем огороде, который разрастается чудовищными темпами. И сейчас я вам расскажу – что, чего и как у нас растёт (на грядках, вскопанных на четырёх старых террасах). Огород, скажем прямо, получился ого-го. И теперь нам надо сообразить – куда девать выращенное. Продавать на рынке? Или нести в магазин (что не съели)? Короче – ещё одна проблема, слава богу, не серьёзная…

Но сначала о других событиях.

Сегодня 1 июня - суббота. День защиты детей. Именно в этот день я был посажен в 1980 году на губу. И отец меня с этой губы вызволил. 

Дело было в Ростове-на-Дону. Отец приехал с матерью к нам в отпуск. И угодил на такую неприятность.

Я просидел на губе всего один день. отец поговорил с генералом Ворониным (ответственным за обустройство воинских частей – уж не знаю, как он там назывался). И генерал отпустил меня к отцу. Как мне помнится - на три дня (может и на неделю, я не помню). А после этого я должен был собрать манатки и отбыть для службы в Батайск – на строительство воинского аэродрома. Таков был план у моего начальства.

Я провел с родителями самые счастливые дни (три или больше). Потом мы распрощались. И я отправился дослуживать в Батайск.

Следует заметить, что служба в Батайске была не сахар. Но у меня уже жила в машине змейка (ужик, незадолго до моей кары). Я был свободен. И был, в общем-то, никому не нужен.

Это я расценивал, как счастье. И, действительно, ощущал себя счастливым… Правда, меня не кормили (совсем от слова «ничего»). Но я быстро научился подбирать себе еду – благо я ел очень мало (и у меня были кое-какие деньги от отца, на которые я время от времени заходил в местную столовку, где покупал тарелку окрошки, пару пирожков, какой-то компот).

Кстати, окрошка та была очень вкусной. Я много пробовал самых разных окрошек – и на квасе, и на курином бульоне, и на настое свекольных листьев. И на какой-то ерунде, ужа сам не знаю, на какой именно. Но та солдатская окрошка была всем окрошкам окрошка. Поэтому я ставлю своим кормилицам пять баллов из пяти возможных. И даже шесть – с учётом того, что я ни разу не угодил на несвежую еду, а питался исключительно качественными продуктами.

Да, свою машину – Зил-130 – я потихоньку распродал. Продал карбюратор, потом двигатель. Потом продал коробку передач. Денег этих хватило на то, чтобы жить более-менее (деньги от отца приходили регулярно, но далеко не регулярно я их получал – благодаря нашим «хозяевам», прости, господи). 

Да, а моя машина, которую я только что отремонтировал, на следующий день после того, как на ней поменялся водитель, угодила в аварию. И от неё – от «Волги» Газ-22 – практически ничего не осталось. Можно было узнать лишь два передних колеса, перекрещенных самым причудливым образом. И нетронутый задок – у которого оторвало заднюю дверь из двух частей.

А за что я так пострадал? Был в нашей части один сверхсрочник – сержант. С ним я и поругался. А поругавшись, навлёк на себя гнев начальства, которое тут же направило меня на губу. Вот и всё. Не ахти нарушение, верно? Сейчас бы я его (добавлю осторожное «наверное») просто пристрелил. А тогда ещё цацкался с этим уродом… ладно, проехали.

С того момента прошло много времени. А именно – 44 года. С ума сойти. И я те дни до сих пор помню…

Да, так вот – наш огород. Сегодня с утра идёт прерывающийся дождь. Летний и тёплый. Но при этом какой-то долгий.

Этот дождь полностью исключает наше участие в поливе растений. Их поливает роскошное небо. А заодно – и всё, что находится под ним (траву, дома, дороги – абсолютно всё).

Мы сидим дома. Юля пишет свои тексты, я – этот блог. Нам хорошо. Особенно мне. Нет ни начальства над головой, ни завидующих соседей. Никого нет. И я вдумываюсь в текст – стараясь написать его как можно ближе к действительности.

Мы отдыхаем – в том числе и от прогулок в Ботанический сад. Завтра будет солнышко. И мы планируем съездить в город. Прогуляться вдоль порта, сходит по батумскому бульвару. Потом выпить кофе. И сходить в центр в магазины. 

Мы сделаем это как обычно. Но сначала я напишу свой второй пост (опубликую позже, а напишу сразу с утра). Это не вызывает никаких проблем…

Проблемы образуются только с нашим огородом. Во-первых, Юля постоянно грезит своим огородом. Она постоянно планирует посадить такие растения и пересадить такие.

Честно говоря, у нас не растёт только щавель. Юля говорит, что семена плохие. Я думаю тоже самое (хотя самих семян до сих пор не видел).

Дело в том, что я совсем не специалист в этом деле (хотя и сельскохозяйственный человек, если судить по подготовке). Я знаю, что коровы не кусаются – у них нет зубов (а есть лишь площадки для перетирания еды и нижние зубы). Но могут крепко боднуть – особенно если эта корова на самом деле не корова, а бык.

Во-вторых (я продолжаю перечисление наших проблем) Юля никак не может решить вопрос с инструментами. У неё есть одна миниатюрная кованная тоха. Закро вроде бы и не против этого инструмента, но против Хасан. И сама Юля тоже то против, то нет. Она не может определиться с этой тохой.

В качестве опрыскивателя она использует купленный в магазине косметический пульверизатор граммов на сто. Совсем не серьёзный инструмент. Ну, и в качестве лейки использует сделанную мною из старой пластиковой бутылки лейку. Сказать, что эта лейка удобна – не скажешь. Но и совсем неудобной её назвать нельзя. Так – не рыба и не мясо.

Целый день Юля разрывается между тремя делами. Первое – покормить кошек. Они едят по пять-шесть раз в день.

Второе – работа. С этим всё ясно.

И третье – огород. И с этим у неё основные проблемы.

Во-первых, у нас проблема со всхожестью огурцов и помидоров. 

Помидоры поразила некая болезнь – их стебли покоричневели. И Юля стала поливать их раствором йодинола. Оказалось, что поливать не стоит. Это нормальное состояние для южных помидоров. А Юля и не знала.

С огурцами другая история. У Хасана они растут, а у нас не растут. Точнее – почти не растут, отставая от хасановских примерно на 10-15 сантиметров. Хасан говорит, что это ерунда. Что огурцы и так вырастут. Но у Юли своя точка зрения.

Во-вторых, помимо огурцов с помидорами она высадила лук-перо, фасоль (лобио), баклажаны и перцы. Баклажаны с перцами (да, я помню – жаклопаны и никак иначе) она никогда раньше не выращивала. И чуточку побаивается. А вдруг они вырастут в этаких гигантов? Что тогда делать?

В-третьих, таких вопросов – что это я сажаю, что из этого вырастет и вырастет ли вообще – у неё миллион. Как у маленькой девочки, которой показали, как набирать воду, но не сказали – зачем. 

Что вырастет из этих семян? А из этих?

Как прививают персики? И на что? На яблоню можно? Или только на виноград? (Ответ – только на персики, другое неэффективно). 

И зачем мне знать про персики – если у меня нет ни одного персика? С другой стороны – а у Закро они есть. И Закро угощает нас ими, не сомневаясь, то нам понравится (и нам, действительно, очень нравится).

Другие культуры – гранаты, орехи, киви… Их так много, что я теряюсь. Но их много потому, что на этой земле растёт абсолютно всё – что ни посади. 

Вот, к примеру, у Закро растут мандарины, апельсины и лимоны. Но есть ещё вкуснейшие грейпфруты. Их он тоже выращивает.

Грейпфрут – это не помесь апельсина и мандарина? Или может быть… лимона? Но Закро говорит, что это оригинальная культура. А раз Закро говорит – значит, так оно и есть. 

Со всем этим мы разбираемся до сих пор – с кукурузой, с виноградом, с картошкой. Да, представляете – они выращивают и обычную картошку! Обычную, да не совсем. Она очень аккуратно выглядит. И помытая может лежать на столе. И ты ненароком удерживаешься, чтобы не схватить эту картошку и не схомячить просто так – сырой. Она, как мне кажется, будет вкусной в любом случае. И сырой – тоже.

Особое место заслуживает бхали – капуста, которая не совсем капуста. Она не делает кочанов (они просто сгнивают от влажности). И с неё срывают листочки, из которых потом делают еду.

Бхали – двухлетнее растение. Оно заканчивает свой срок, когда выпускает цветы. Вот цветы нам и не нужны (всего лишь два-три цветка, их будет вполне достаточно для посадки). Так что этот процесс напоминает прополку бхали от самой бхали.

Да, кстати, Эка большой специалист по готовке еды. Она готовит такой бхали, что закачаешься. И я очень люблю, когда она приносит его и нам – угощая меня. А Юле она носит хачапури (свой, домашний, обычные слоёные пироги с начинкой). Ткемали (для нас обоих, но я побаиваюсь его есть – хотя ничего особенного из этого не происходит). И всякие прочие вкусняшки.

Мне особенно нравится её кофе. Это такой напиток, который вызывает во мне восторг. Маленькая чашечка, всего лишь одна. А бодрости от этой чашки столько, что ты готов прыгать и бегать (хотя бегать, в общем-то, не на чем – у меня нет одной ноги, это я просто вам сообщаю).

Да, кстати, недавно произошла одна история. Мы стояли на остановке напротив канатной дороги. Ждали своего автобуса. На остановку прошёл не очень здоровый человек. Он не мог говорить. И выглядел – как пьяный (хотя это такая болезнь, я знаю). 

Он болтался на остановке. А потом вдруг подошёл ко мне и стал совать мне деньги. Я отказался – ещё чего, я вполне состоятельный человек, могу и заработать. Но он совал и совал. 

Позже оказалось, что в сложенной стопке всего сорок тетри. Монетками, как и положено. Я едва ни расплакался, увидев эти деньги. Говорю ему: «Что ты, не нужно! спасибо тебе, добрый ты человек!» А он всё суёт и суёт эти деньги мне. И я… в конце концов, взял их. А что, думаю, это же его деньги? И мне они наверняка помогут – если я прибавлю к ним чуть побольше или умножу в тридцать (примерно) раз…

Вот так я и стал впервые средством накопления капиталов – в виде сборщика людских налогов… Нет, конечно же – нет. Налоги мне ни к чему. И вообще – деньги тоже ни к чему. Мне важно, чтобы этот человек понял, что я хороший человек. Что не обижаю его, не смеюсь над ним. Что ты! Мне кажется, что он это понял…

Возвращаемся к нашему огороду. На самом деле – огород вовсе не мой. Огород – Юлин. Это её придумка. И её воплощение. Я просто ей помогаю. И будут помогать в дальнейшем.

Вы понимаете – мы очень разные люди. И больны своими болезнями. Меня достаёт диабет. Её – болезнь ног.

Но вместе мы – единое целое. Мы вместе. До конца. И мы счастливы – она и я. 

Мы любим друг друга. И этот огород и есть наша отдушина, в которую мы всё больше погружаемся.

Сейчас у нас на огороде растут кусты сирени, лианы двух видов, множество растений, названий которых я даже не знаю.

Юля в этом разбирается. Значит, разбираюсь и я. Ну, пытаюсь разобраться. Точнее – не оставляю попыток.











 

На снимках – наш Ботанический сад. Место, где мы бываем каждый день (кроме редких воскресений, когда мы выезжаем в город).

Комментариев нет:

Отправить комментарий