суббота, 8 июня 2024 г.

Наступило лето…

У нас в Батуми наступило лето. Погода отличная – ни жарко и ни холодно. Дождей нет. Нет и особых облаков. Короче, время просто чудесное. И мы постоянно гуляем по Ботаническому саду, радуясь всему, что с нами происходит.

Время-то чудесное, но тут надо сделать одну ремарку. Гуляем мы по-особому. Я езжу. И ничуть не устаю. Мне даже кажется, будто я выздоровел. Но это не так. В единственной ноге нет силы. Я не могу на ней долго простоять. Минуты три-четыре. Потом мне надо снова сесть. Такие вот дела.

О протезе мы уже и не думаем. Он будет лишним – как те костыли, на которых я не могу ходить. Они вроде бы лучше обычных, рука остаётся свободной. Они не напрягают меня. Но… и не помогают. Просто стоят в углу комнаты. И всё.

К своему положению я давно привык. Привыкла и Юля. У нас появляются темы для разговоров. И мы, как и в прошлой жизни, никак не можем наговориться.

Всё нормально. Я жив и относительно здоров. И мне ничего не угрожает (если иметь в виду болезни).

Итак – Ботанический сад. Он немного изменился – стал лучше. Зажила пристройка к верхнему входу в Ботанический сад. Она превратилась в обитаемый домик для кассира и охранника. У охранника дела получше – выход из домика у него располагается рядом с воротами в Ботанический сад. У кассира чуть похуже. Не знаю почему, но строители сделали домик огромным. В результате электрический обогреватель обогревает лишь нижнюю часть воздуха в комнате. Она поднимается кверху – а нижняя часть снова остывает. И такое положение будет здесь постоянно, до той поры, пока строители не уменьшат высоту здания.

Одним словом – мы понимаем все претензии руководства Ботанического сада к строителям. Действительно, построено как-то не так… Но всё-таки лучше, чем было до этого. Это совершенно точно.

В сад ходит множество людей. Из Ирана, Турции, других стран. Из Польши, Чехословакии, Венгрии… Но чаще всего мы встречаем в Ботаническом саду евреев. Самых настоящих – из Израиля.

Не так давно мы пересеклись с одной семьёй, которая живёт в Израиле уже 26 лет. Родом они из Донецка. Но вот, поди ж ты, перебрались. И живут неплохо. 

Он работник строительной фирмы – руководит частью конторы. У него в подчинении около 200… как вы думаете, кого? Самых настоящих палестинцев. Нормальные люди – говорит этот человек. И ничего бы не было – «поскольку мы в этом кибуце часто бывали. Покупали здесь овощи, встречались с людьми». А потом на них напали. И жестоко перестреляли всех… Ужас!

Ужас – говорю я, поддерживая этих израильтян. Они превосходно говорят по-русски. И говорят на иврите.

Они приехали в Батуми на четыре дня. Сейчас уже дома – в Израиле. 

«Как вам Батуми?» - спрашиваю я. 

И они отвечают: «Ничего городок. Только есть кое-какие недостатки…» И перечисляют мне то, что я знаю и так. То не так, это не так.

Но городок-то развивается. И становится с годами всё лучше и лучше. 

Сейчас в Батуми заканчивается переделка Аллеи Героев, устанавливают пешеходные дорожки, налаживают освещение. Гулять здесь будет можно запросто. И Аллея Героев явно влияет на вид города, делает его современным.

Мы поговорили. Я извинился, что не сразу понял – что они из Израиля. И они двинулись дальше. А мы отправились по своему пути.

Таких встреч в Батуми довольного много.

Однажды (позавчера) мы выезжали из Ботанического сада. И вдруг увидели на верхнем входе автобус. И – взвод солдат. Да, точно говорю. Грузинских солдат в форме. Они сошли с автобуса и направились ко входу – то есть к кассиру. Думаю, это будет шикарная прогулка. Представляете? Я – не очень, поскольку видел всё, но солдат в нашем заведении (в Ботаническом саду) увидел впервые.

Но это ещё что! А как вам поп с семьёй? А священник помладше – сопровождающий пожилого попа? А священнослужители рангом ещё меньше?

Вы извините, что я называю попа попом. Он поп и есть. Но не в уничижительном смысле, а совсем наоборот. Это человек, сведущий в делах веры. Очень интересная личность – отлично образованная, начитанная, с огромным багажом знаний. 

Священников мы примечаем (они довольно редки в Ботаническом саду). А вот другой контингент – девушки и женщины среднего возраста (то есть примерно до 40 лет). 

Среди этих девиц очень много отлично сформированных женщин – без лишних форм, с талией, с округлыми бёдрами. Фигуры у этих женщин чудесные. Правда, часть из них одеты в довольно блёклые одежды – поскольку нравится им уже некому, они давно замужем.

Но есть и одинокие женщины. И их очень много.

Одна такая прошествовала перед нами к верхнему выходу. Потом повернула назад. И спросила – «как мне выйти к морю?»

Отсюда есть два выхода к морю. Один в сторону Чакви, маленький. И один – большой пляж у нижнего входа со стороны Батуми. Мы решили, что ей подойдёт именно этот пляж. К тому же там можно что-то купить поесть, можно уехать в город на маршрутке (номер 31) или на автобусе (номер 10). Она поблагодарила нас. И пошла назад в Ботанический сад.

На лицо была не очень эффектной (лицо, как лицо, ничего особенного). Но отлично воспитана. И судя по всему, она эмигрантка из России. Или туристка – что сегодня вряд ли возможно (если учитывать эквилибристику, устроенную властями России и Грузии). 

А вот ещё одна встреча – с людьми, с которыми мы не разговаривали. Они все с большим интересом смотрели на меня (как я передвигаюсь на своём «красном коне»). И у некоторых возникало желание что-то сказать, но я быстро отъезжал в сторону. Не очень-то я люблю эти сочувственные разговоры. Я человек с ограниченными возможностями – но лишь с ограниченными. А в остальном – могу с ними и посоревноваться. Так что не стоит мучиться и объяснять то, что трудно каким-то образом объяснить… Вы меня понимаете?

Был за это время и один казус с дамой, который меня возмутил до глубины души.

Мы отправились в город за продуктами. Обратно ехали с остановки возле канатной дороги. Здесь и ждали своего автобуса.

Его долго не было. Потом он появился. Водитель вышел из автобуса, помог мне въехать… Он-то помог, но въезжать было некуда. Люди толпились на площадке. И все делали вид, что не понимают, чего мне надо. 

Наконец, я не выдержал (каюсь). Я просто дал ход и въехал на площадку. Заодно передним колесом наехал на ногу девушке. Ничего страшного – она была в кеде (а если нога обута, то веса транспорта она не ощущает).

Я пробухтел что-то раздражённое – не сдержался… Знаете, как отреагировала эта девушка? Молодая – всего двадцать лет, может, чуть старше. Она сказала мне «а вы хоть бы извинились». Я окончательно замолк. Но за меня вступилась Юля. Она что-то высказала этой дуре – мол, не сидеть же ему взаперти? Он имеет право на этот автобус. И – так далее…

Эта история привела к тому, что мы прекращаем наши поездки в горд. Ну, да – в течение лета я больше туда не поеду. Поеду осенью – когда схлынет поток туристов. Тогда и движение будет попроще. Да, и температура воздуха покомфортней.

Мне трудно ездить на автобусах – как ни крути. Я очень благодарен водителям. Но не все из них знают – что и как надо делать, как надо меня везти, чтобы довезти до места в целости и сохранности.

Это одна из деталей нашей жизни. А вот другая деталь. Мы раз в неделю или чуть чаще ездим в Махинджаури. Это намного ближе, чем ездить в город. К тому же автобусы, подходя к Махинджаури с города, разгружаются от пассажиров. А меньшая часть пассажиров едет до верхнего входа в Ботанический сад и до Сахалвашо. Точнее, пропорция эта выглядит так – десять человек едет до верхнего входа, а мы вдвоём с Юлей едем одни в Сахалвашо. Крайне редко с нами едут ещё люди – двое или трое.

Мы все давно перезнакомились и даже подружились. Один человек с женой всё время с нами здоровается, разговаривает. И вот однажды мы признались ему, что везём Гуло цветы, потому что у неё день рождения. Ей исполнилось… не скажу, сколько (все говорят, что семнадцать лет, хотя ей уже 77 лет – и не признавайтесь, что я вам эту информацию выдал, ладно?).

Женщина она очень хорошая. До пенсии работала учительницей биологии и рисования. Вела классы у моего знакомого (которому исполнилось 66 лет). Он узнал о её дне рождения, поздравил её (заочно). И на наши расспросы – что была за учительница – ответил, что учительница нормальная. Особенно она хорошо владела французским языком (а русским – не очень). Но свои предметы знала на «пять баллов».

Мы сошли с автобуса. Юля отправилась домой – собирать наш подарок. А я остался ждать её у ворот дома Хасана (и, к слову, дома Закро, они живут по соседству). Наконец, Юля принесла подарок – наш домашний чай, в котором сушёные лепестки пахучих роз смешаны с обычным чёрным чаем. Чай мы упаковали в стеклянную баночку с металлической крышкой – получилось очень красиво. Ещё мы подарили Гуло чайную чашку – расписную, тоже симпатичную. И букетик лесных цветов, которые купили в Махинджаури.

Как оказалось, мы были единственными, кто подарил цветы Гуло. Возможно, у них это не принято – мы не знаем. Но мы преподнесли свои подарки с огромным чувством уважения и любви. Гуло это оценила. Она была нам благодарна…

Следующая запись касается Хасана. Этот «мощный старик» (на самом деле никакой не старик – просто пожилой мужчина) очень хорошо справляется с огородом. При этом он работает на своём огороде (Гуло вообще не в курсе, что там посажено), так и на нашем огороде (та же самая ситуация, только здесь не в курсе огородных дел я).

Хасан открытый человек. Он вслух обращается к Аллаху, благодарит его за прожитый день. И Аллах, похоже, ему не мешает. Мол, пусть живёт – человек очень хороший…

Вы меня не выдавайте, ладно? Хасан не знает, что я его описываю. А если бы знал, то тоже бы не рассердился – поскольку я пишу с огромной любовью к нему.

Так вот – Хасан по вечерам приходит на наш с Юлей огород. Что он проверяет? Помимо того, как и что посажено (и это вполне естественно), он проверяет – жив ли я, здоров ли. Убедившись в том, что я ещё жив, он заводит долгие рассказы, в которых я его никак не тороплю. И он, понимая это, рассказывает долго, с большими отступлениями и с большими паузами.

Эти паузы совершенно необходимы ему – для того, чтобы мы убедились, дескать речь идёт осмысленная, убедительная, выстроенная по логике рассказчика. И она, действительно, очень образная.

Другое дело, что Хасан плохо слышит. И Юля, а потом и я начинаем говорить погромче, чтобы он ничего не опустил. И выглядит это таким образом, что его речи – самое важное, самое главное, что мы можем услышать именно сейчас. И мы слушаем этого человека. Запоминаем каждое его слово.

Вот откуда что берётся? Откуда в нашей жизни появился этот Хасан? Чем мы это заслужили? И заслужили ли?

По всей видимости, выходит именно так. Мы заслужили такое уважительное отношение этого пожилого человека к нам.

А мы смотрим друг на друга. И недоумеваем. Чем заслужили? Мы же ничего не делали! 

Такая вот «загадка века». 

Но мы и не против.











 

На снимках – наш Ботанический сад в эти дни (8 июня 2024 года).

Комментариев нет:

Отправить комментарий