В среду 19 июня мы съездили в город на такси. Зачем съездили, рассказывать не буду (рассказал об этом в предыдущем посте). А здесь поделюсь своими впечатлениями о городе Батуми.
Батуми мы знаем уже пятый год. В первый год пребывания в Батуми – в 2020 году – он был пустынным. На улице очень мало людей. по дорогам не ходят автобусы, не ездит транспорт. В самый «печальный момент», когда город окончательно закрыли, по дорогам перестали ездить такси. Если ты хотел добраться из пункта «А» в пункт «Б», то надо было нацепить на лицо маску – это первое. Второе – дождаться какого-нибудь такси. Сесть в него и добраться туда, куда тебе требуется, это третье.
У нас не получалось ни второе, ни третье. И мы освоили пешую ходьбу, от которой не можем отказаться до сих пор (даже тогда, когда я утратил способность ходить – я езжу на своём «коне», а Юля топает по обочинам дорог пешком).
Сейчас ситуация сильно изменилась.
Мы выехали из дома в начале второго дня. То есть в 1 час 15 минут пополудни. Чуть позже оказались на дороге в Батуми. И… тут же угодили в длинную пробку. Пробка была по дороге в Батуми, пробка была по дороге из Батуми. И вообще – повсюду были одни пробки.
Мы еле-еле ползли на своей «Тойоте» (такси красного цвета, машина, как машина). И водитель печально наблюдал, как изворачиваются другие водители. Один из них выскочил на встречную полосу и тут же затормозил – ехать было некуда. Второй долго мотался туда-сюда, потом стал выворачивать на встречную полосу, но еле затормозил перед встречными автомобилями. Благо скорость была небольшая – километра два в час. А то и один.
Добравшись до моста, который примыкает к дороге слева, мы повернули на него. Подобрались к улице Гоголя. И свернули на неё.
Вот здесь мы и наткнулись на чудовищную пробку, которая то медленно двигалась вперёд, то останавливалась, то снова начинала двигаться.
Я за это время изучил все автомобили, встретившиеся мне по дороге. Каких машин тут только не было? Была даже белая «Тесла», которую я не ожидал увидеть.
Рядом с машинами стояли заполненные товарами дворики. В одних двориках кормили проезжающих, в других продавали им баранов (серьёзно говорю – настоящих мохнатых баранов), в третьих – было место для отдыха. Тут же возвышались частные гостиницы. И было заметно, что все пытаются каким-то образом использовать перенаселённость Батуми в свою пользу.
Потом мы добрались до кругового движения. И свернули на дорогу, ведущую к улице Багратиони. Здесь было чуть посвободнее – до того момента, пока дорогу не перекрывал красный сигнал светофора. Тогда здесь возникало небольшое столпотворение. Машины перемешивались между собой. И мощная «Тесла» застревала между колёс могучего самосвала. И было непонятно, кто едет, а кто стоит – либо «Тесла», либо самосвал с названием «Исудзу».
Потом подавался зелёный сигнал (после жёлтого). Машины начинали двигаться вперёд. И пробка немного рассасывалась – чтобы в скором времени образоваться снова, у очередного красного сигнала такого же светофора.
Я временами смотрел на магазины, проплывающие мимо такси. И их было невероятное количество (причём, все работали). Продукты такие, продукты сякие, постельное бельё, причиндалы для ванн, мелкая механизация жилища, тут же всякая арматура – от ручек к шкафам до дверных ручек. И ещё, и ещё, и ещё…
Я обратил внимание на магазины, торгующие всякой ерундой для одноногих граждан – начиная с ходунков заканчивая креслами на колёсах, начиная с сидений с крутящимися спинками заканчивая самыми разными костылями.
Я представил, какой путь проделала Юля, подыскивая для меня всё это хозяйство. А магазинов, между прочим, стало намного больше.
Наконец, мы подъехали к улице Джавихишвили. Свернули на неё. Проехали чуть дальше – подыскивая место, где можно оставить машину. И… не нашли его. Потом остановились, направились в обратную сторону. И снова не смогли найти места для парковки. Мы ездили кругами. И не могли нигде приткнутся.
Наконец, Юля позвонила этому мастеру. Мамука откликнулся. И мы быстро припарковали машину на место только что отъехавшей.
Что было дальше? Юля вышла из машины. Взяла нашего коня. И отправилась выяснять с Мамукой все детали будущего ремонта. А я остался рядом с неговорящим по-русски водителем такси. Я, соответственно, не разговаривал по-грузински.
Немного «поблеяв» на странном русско-грузинском наречье, я добился того, что грузин (водитель) меня понял. И остановился, не уезжая со своего рабочего места. Потом появилась Юля и закончила наши переговоры тем, что (по-грузински!) объяснила водителю, мол мы хотим отправиться домой на той же машине. То есть на его.
Между тем, нам помогал один грузин, который более-менее понимал русский язык (ему я очень благодарен, русские люди должны говорить по-грузински, а грузины по-русски – не обязательно, это закон, действующий здесь).
Мы отправились в обратный путь…
Батуми в эти дни выглядел, как настоящий вертеп. Я говорю вполне серьёзно. В аэропорту принимали самолёты из разных стран мира (в том числе и из России – хотя делать этого и не должны были). На железнодорожном вокзале принимали поезда из Тбилиси. Но и на других автовокзалах тоже принимали автобусы и отправляли их в дальний путь – через русско-грузинскую границу и в другие страны.
Всё это расширяло наш Батуми до невероятных размеров. Казалось, что в районе порта работает множество служб, которые перемещают жителей из одного пункта в другой. Причём, они действительно, работали. И количество людей всё увеличивалось. И пассажиропоток не уменьшался ни на одного человека.
Я помню, как мы уезжали на автобусе в Кутаиси – в аэропорт. На огромный современный автобус нас было… два человека. Мы сели в Махинджаури. а сошли с автобуса в самом аэропорту.
Сейчас всё был иначе. Пассажиров на этих автобусах было столько, что я даже не понимал – как им всем удаётся уместиться. И автобусы шли непрерывно. Словно у них была самая горячая пора…
А это и была – самая горячая пора. Среда, три часа дня. Время, когда мы рвались домой вместе со всеми жителями города. И – никак не могли туда попасть.
В это время такой же кошмар переживают и магазины города. В них происходит столпотворение. Один покупатель подходит к продавцу. Но рядом с продавцом – другой покупатель. А там ещё трое или даже четверо. И все ждут, когда у продавца освободиться время, чтобы он мог задать свой вопрос.
Думаете – это так просто? Вот эта история с вопросом? Нет, она очень непростая. Задать вопрос в грузинском магазине можно. Но надо ещё дождаться ответа. А грузинский продавец (скорее всего) не понимает по-русски. То есть ты спрашиваешь, думая, что он понимает. А он молчит, потому что не слышит вопроса.
Что делать? Выход только один – задать этот вопрос по-грузински. У нас срабатывало всегда. Только один раз нам не ответили. Это было в городе, в магазине, где мы пытались купить сушёные хлебцы. Нам они были нужны, поскольку обычный хлеб мы едим крайне редко, да и то исключительно ржаной.
Так вот – хлебцы нам не продали, хотя Юля говорила по-грузински. Посоветовали обратиться в другой магазин. Мы и обратились. И покупаем эти хлебцы исключительно в этом магазине – не посещая прежний.
Это и есть решение всех возникающих вопросов в связи с войной… Но это война. Бойня с непредсказуемым результатом. И я не знаю, что ещё такое должно произойти, чтобы мои соотечественники, наконец, зарубили на своём носу – что хвалить путина нельзя. Это кровавый убийца, ничтожный человек. И если ты его нахваливаешь – значит и сам такой же убийца, упырь.
Мы это понимаем. более того, мы представляемся уроженцами другой страны – нежели мы родились. Так нам проще жить. И легче справляться с тем, что достаёт нас ежедневно…
Мы повернули обратно. Проехали все пробки. Постояли на улице Гоголя (похоже, что это постоянная пробка, в любое время). В центр город не заехали. И повернули в сторону дома по дороге мимо вокзала.
Машин на дорогах стало заметно больше… Точнее, их количество явно не уменьшилось. И это выглядело, как божье наказание за наше упрямство. Хотя – в чем именно заключается наше упрямство? В том, что нам надо было съездить в город и договориться на счёт ремонта «красного коня»? Тогда… в чём?
Могли ли мы отказаться от этой поездки? Если говорить лично обо мне – то да, я мог бы сказать, что болен или плохо себя чувствую. И на основании этого Юля поехала бы одна.
Но честно ли это по отношению к Юле? Нет, не честно. И мы оба знаем это. И оба понимаем – что вынести то же самое в автобусе намного трудней, чем в такси.
Но оплата такси встала нам в сорок лари. Шестнадцать лари туда, шестнадцать (немного больше, двадцать) сюда. Плюс четыре лари за услугу (всё-таки водителю пришлось нас подождать). Плюс 70 лари за ремонт коня (вполне нормальные деньги). Итого – 110 лари… Вот это довольно дорого, если считать цену за ремонт и стоимость такси.
С другой стороны – а что мы могли ещё сделать? Не ремонтировать «красного коня»? Ну, тогда я остался бы ещё и без колёс на неопределённое время.
Нет, всё было сделано именно так, как надо. И результатом мы, в общем-то, довольны…
Что показали эти дни – суббота и воскресенье, когда мы смогли ездить в Ботанический сад?
Они показали, что мы восстановили свою самостоятельность. И ездим сейчас там, где раньше не ездили.
Вот, к примеру, сегодня мы отправились в Ботанический сад. Отправились с утра – в десять минут девятого. И оказалось, что верхний вход заблокирован. Что здесь грузиться с помощью экскаватора самосвал. И что дорога, по сути, перекрыта.
Ну, и что? Мы развернулись. И отправились по соседней дороге – по улице Магнолий. До конца не доехали (хотя могли добраться и до конца). На полпути повернули. И выехали с улицы Магнолий обратно в сторону дома. Так у нас получилась прогулка, которую мы не планировали. И которая оказалась очень комфортной – поскольку вся дорога забетонирована. И для нас представляет сплошное чудо (тем более, что по этой дороге ездят два автомобиля в час – то есть почти никого).
Выехав на перевале в сторону дома, мы встретили своего знакомого водителя. То есть того, кому мы недавно подарили книгу (о Черчилле). Он с удовольствием её прочитал. И до сих пор мне благодарен за неё.
Мы трижды дарили разные книги своим водителям. Омару я подарил книгу о Магомаеве (он сказал, что «книга легко читается»). Мирзе – книгу о Конан Дойле. И все они были рады таким подаркам. Никто же не ожидал, что некто Николай Надеждин – это я и есть. У меня другая фамилия (которую водители автобусов тоже, по-видимому, не знают).
Но вот какое дело – вручив им свои подарки, я перестал ездить на самих автобусах. Получилось бог весть что…
Ну, и ладно. Главное – осенью я снова начну ездить в город. А до осени сталось всего ничего. Всего лишь три месяца…
Или два с половиной?
Ну, да.
На снимках – наш Ботанический сад. Снимать Батуми мы в этот раз не смогли. Город очень шумный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий