суббота, 24 декабря 2022 г.

Морской порт Батуми

Мимо этого порта мы ездим из Сахалвашо в Батуми. Точнее – проезжаем мимо порта, когда едем по мосту и спускаемся с него по дороге в город. Порт очень красивый (так я думаю о нём сейчас, хотя раньше он казался мне каким-то чужим). И он занимает довольно большую площадь залива, в котором построен. То есть он располагается от начала «мелкого моря», где стоит рыбный рынок. Тянется дальше – до поворота, который ограничивает порт. И, практически, до конца мыса – уже в пассажирском варианте порта.

Этот порт очень мощное сооружение. Он намного красивей порта в Поти (хотя я не знаю – чем они отличаются, потийский порт более оживлённый, сюда часто приходят нагруженные товарами суда и уходят такие же тяжело гружённые посудины). И на него приходится не так много нагрузки, как можно предположить. 

Большинство больших судов стоят на рейде – вдали от порта. Причина, думаю, в недостаточной его глубине. Или в том, что порт не предназначен для длительной стоянки большинства судов. Но эти суда, что стоят на рейде, чувствуют себя прекрасно. Матросы выходят в город, часть матросов дежурит у механизмов корабля – чтобы всё работало. И вообще, всё идёт так, как и должно идти в морском порту.

Оглядывая батумский порт, я вспоминаю – сколько портов всего я видел? 

Севастопольский порт (это не совсем порт, поскольку там стоят, в основном, военные корабли). Его я видел в 60-е годы, когда мне было всего 4 года (ничего, если честно, не помню). 

Порт города Сочи – там я был в то время, когда закончил второй и перешёл в третий класс (ничего себе порт, мы там завтракали, а рядом с нами возвышался огромный пассажирский корабль). 

Порт города Новороссийск – его я видел тогда же, но чуть раньше, чем порт Сочи. Нас туда отвозили раза три из Геленджика, где я тогда жил (учился в СЛШ – была такая санаторно-лесная школа, где я прожил два года, во втором и в четвёртом классах, по десять месяцев). 

Порт города Одесса – его я видел много раз, поскольку летом жил в городе Оргеев, в 270 километрах от Одессы, куда нас возил маршрутный автобус (сел и добрался до места, а потом так же обратно).

Порт городов Паттайя и Бангкок в Таиланде. Но в Паттайе был совсем небольшой туристический порт, в нём швартовались катера и маленькие пассажирские суда. А в Бангкоке – огромный порт, который мы толком не видели (просто не интересовались – нам было уже довольного много лет, и былой интерес к портам угас).

Так вот – батумский порт ни на что не похож. Возможно, раньше он был чем-то другим. Но сейчас он заставлен автомобилями (что привозят в Грузию для продажи, в основном битые иномарки, которые восстанавливаются и за 2-3 тысячи долларов, а иногда и чуть дороже – за 4-5 тысяч – продают). Здесь же стоят магазинчики с надписью «Дьюти фри» (беспошлинная торговля). Здесь же лежат кучи угля, их загружают огромные подъёмные краны на корабли. Здесь же находится территория нефтяных терминалов – что относятся, скорее, к железнодорожному вокзалу, нежели к порту. Но всё равно – они рядом.

Территория порта чистая, ухоженная. Возвышается ряд кранов – тоже очень чистых и ухоженных. И в порту находится множество вспомогательных хозяйств, о которых мы лишь догадываемся.

Например, в деревне Чакви, таже как и в деревне Гонио (и, наверное, чуть дальше), есть наблюдательные пункты, где следят за судами, что входят в территориальные воды Батуми. Эти территориальные воды расположены в 14 километрах от берега. В Турции они в два раза меньше – в 7 километрах от берега. Когда мы спросили – почему – нам ответили, что такова традиция. Она была заложена при Советах. В СССР было принято, что территориальные воды – это 14 километров. Так и пошло, хотя во всём мире они находятся ближе к берегу, в 7 километрах.

Так вот – сейчас работы у наблюдателей гораздо больше, чем обычно. В территориальные воды заходят турецкие рыбацкие суда. Они вовсю ловят хамсу – рыбку маленькую, но очень уловистую. И платят за улов, в общем-то, вполне приличные деньги.

За годы наблюдений здесь не было ни одного плохого случая – чтобы кто-то что-то нарушил, что-то не заплатил, как-то увернулся от оплаты. Что вы – такого вообще не бывает! Наоборот, в пассажирском порту мы видели множество судов под грузинскими флагами, но видели суда и под американскими флагами. И оказалось, что это такие же грузинские суда, но американские флаги упрощают им заход в турецкие воды. Да, они барражируют по Грузии и Турции. И делают это по грузинским правилам, но под американскими флагами. И никто вообще по этому поводу не возражает. Если так удобней человеку, то почему бы не пойти ему навстречу, верно? А разница в оплате, практически, оправдывает себя заходом в турецкие порты.

Кстати, порт, в который заходят грузинские суда – это Трабзон. Здесь находится крупный порт, где идут те же операции, что и в Батуми, и в Поти.

А ещё в батумском порту мы часто видим некие признаки, что роднят все более-менее крупные порты мира. Например – транспорт. Рядом с основным зданием порта часто припаркован микроавтобус «Тойота» - тот самый, который «Хайс». Это отличная машина, она по размерам чуть меньше, чем микроавтобус «Мерседес» - тот, что популярен в самом Батуми. В нём можно сидеть, но расстояния между сиденьями чуть меньше, чем в «Мерседесе». В нём можно стоять – но голову выпрямить (во всяком случае мне) уже сложно. То есть машина очень хорошая, но в Батуми предпочитают именно «Мерседес». И не только из-за надёжности – «Тойота» в этом смысле крайне надёжная машина. В основном, из-за размеров.

Рядом с торговым портом начинается порт пассажирский. Их разграничивает мол, что стоит посередине порта, на воде. Это насыпная возвышенность с маяком, на ней есть ещё какие-то сооружения. Что это, мы не знаем – поскольку войти в порт так и не решились (или не смогли, мы люди воспитанные и по портам не приучены ходить).

Пассажирский порт начинается с прибрежных камней – тех, что когда-то были сюда завезены в качестве волноломов. Сейчас они лежат у берега, создавая небольшие морские заводи. В них рыбаки ловят рыбку. Совсем небольшую – рыбка побольше (ставрида, ставридка – рыбка помельче, барабулька и прочие виды) водится чуть дальше. Здесь её и ловят рыбаки – на удочки.

Рыбаков тут пруд пруди. Думаю, их несколько десятков, если ни сотен. Они ловят рыбку рядом с рестораном. Потом рядом с пассажирским портом – там, где швартуются пассажирские суда (а пока пришвартованы большие буксиры). И возле самого здания пассажирского порта – со шпилем и с кассами.

Кстати, пассажирский порт для нас самая большая загадка Батуми. Он есть, но его, вроде как, и нет. То есть в кассах нет людей, покупающих билеты на корабли. Есть ресторан – но нет людей, которые смогли бы тут перекусить перед путешествием на корабле (в этом ресторане полно другого народа – гуляющих по порту туристов). Есть скамейки для ожидания своего рейса, но никто не ожидает никаких рейсов. 

Пассажирский морской порт переживает не лучшие времена. Суда давно перестали ходить в Батуми. Мы видим в торговом порту, там, где он переходит в пассажирский, сверху на деревянном строении стоит какая-то «Комета». И на ней написано – «Батуми-Сочи». Этот корабль на подводных крыльях стоит уже третий год. Этот маршрут – от Батуми до Сочи – не действует. И сейчас уже вряд ли скоро начнёт действовать (из-за войны, чёрт бы её). Хотя в 2019 году он ходил в Сочи. И добраться до Грузии можно было и так.

За пассажирским портом, который частично заставлен большими прогулочными катерами, начинается что-то вроде стоянки яхт-клуба. То есть небольшая относительно порта глубоководная гавань, огороженная бетонной стенкой.

Сюда, в эту гавань, заходят дельфины. Мы видели их в 2020 году. И не подумали, что больше их вряд ли увидим так близко. Время было тревожное – из-за коронавируса. По Батуми не ходил транспорт. И мы каждый день гуляли в морской порт. Тогда дельфины сюда и приплывали. Мы видели даже моменты, когда дельфины охотились на хамсу. Они охотились строго коллективно – выстраивались в большой круг, а один дельфин начинал лупить хвостом по воде, оглушая и обездвиживая рыбу. Потом они менялись – чтобы этот дельфин мог поесть, пока другой не занимал его место.

Для нас это зрелище было настоящим потрясением. Откуда мы знали, что эти дельфины приплывают к Ботаническому саду (где мы их и видели) крайне редко? И что в следующий раз нам вряд ли когда удастся увидеть это фантастическое зрелище.

Кстати, дельфины ведут себя очень аккуратно. Они практически не обращают внимание на людей. Ловят себе свою рыбку, исследуют дно рядом с берегом. И притихшие люди наблюдают за ними. Незабываемое зрелище…

В загородке припарковано множество судов. От небольших катеров до мощной трёхмачтовой яхты, что стоит тут уже больше двух лет. Мы видели, как она зашла в эту гавань. Она была немного потрёпанной своими путешествиями. И на ней начали небольшой ремонт. А потом она так и осталась в Батуми – хотя ходит под американским флагом.

Здесь много судов под американскими флагами. И все они точно такие же, как и суда под грузинскими флагами.

Рядом с яхт-клубом (не знаю, как он называется, возможно это и не яхт-клуб) находится дорожка, по ней можно пройтись. И ряд магазинчиков, рассчитанных на туристов. Здесь торгуют сувенирами, одеждой, всякими соками и фруктами. Цены чуть повыше, чем на батумских рынках. Но не такие, чтобы «браться за голову». Это понятно – здесь находится самое туристической место города.

А дальше начинается батумский бульвар. Длинная дорога, на ней находятся ресторанчики, сувенирные магазины, статуя Али и Нино, огромное «чёртово колесо», маяк (он стоит намного ниже того уровня, на который был поставлен – длительная реконструкция набережной «съела» целый этаж, сделав этот маяк ниже задуманного). 

И рядом с дорогой находится смотровая площадка – откуда можно пофотографировать море и дельфинов (когда они заходят в Батуми). И – длинные галечные пляжи, место, где мы ни разу не бывали… Просто нам не нравится галька. И мы ездили в Шекветили – где пляжи песчаные, с магнитным лечебным песком.

Но ездили не в этом году. К сожалению, моя нога не заживает. А плавать с раной на ноге – как-то не комильфо. Надеюсь, что в следующем году я немного подлечусь. И мы ещё поплаваем… Так говорю я себе, понимая, что всё это один сплошной подарок.

Представьте себе – мы живём в двух шагах от морского порта. И с автобуса, на котором мы едем в город, можем видеть суда, что приплывают на разгрузку и погрузку в город Батуми.

Кстати, сюда каждый день заходит огромный паром, он идёт в Батуми из Трабзона или даже из Стамбула (откуда точно, мы не в курсе). Это судно русское, с русским называнием. Но есть и прибалтийское – это второй паром. То есть эти суда заходят сюда пореже – раз в два дня (поскольку им нужно время, чтобы преодолеть это расстояние). 

На этих судах стоят гружёные фуры. Они съезжают на землю. И через некоторое время уезжают дальше – через Верхний Ларс на территорию России. 

Мы видим людей, работающих в этом порту. Одни из них живут в Сахалвашо. Другие подсаживаются в автобус в Махинджаури.

Это обычные рабочие люди. Их довольно много. И мы немного им завидуем. Надо же – работать рядом с морем… Там, куда заходили советские подводные лодки (я видел их на фотографиях времён войны). Там, где загружаются огромные танкеры с нефтью. Там, куда приходят и откуда уходят многие суда, ждущие своей очереди на разгрузку на рейде.

Удивительная профессия – работник морского порта. И удивительна их судьба. Судьба человека, навсегда связанного с морем.











На снимках – наш морской порт в разное время. Очень интересное зрелище, особенно для нас, людей сухопутных в принципе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий