воскресенье, 11 декабря 2022 г.

Батуми - взгляд изнутри

Мы по-прежнему живём в Батуми. И живём в этом городе уже третий год (с самого конца февраля 2020 года). Ходим в магазины, покупаем хлеб, лакомимся фруктами. Короче – делаем все, что делают и коренные батумцы. Недавно, к примеру, мы подстриглись в парикмахерской. Точнее – подстриглась Юля, я в парикмахерских не стригусь. Меня подстригает тоже – Юля. И я этим весьма доволен… Так вот – она подстригалась, а я в этот момент прогуливался по улице. И прислушивался к тому, о чём говорят в Батуми.

Делать это стало намного легче - потому Батуми в значительной степени перешёл на русский язык. И мы внезапно стали понимать, о чём здесь говорят.

Люди, которых я видел, спешили в магазин (в «Вилмарт», поскольку я был от него в двух шагах). Выходили из автомобилей (я заметил небольшой «Смарт», которым управляла решительная женщина, она была русской – поскольку общалась на русском языке со своей попутчицей). Просто бездельничали. Зарабатывали денежку – снимая её в одном банкомате и кладя в другой банкомат (зарабатываешь сущие копейки, но всё-таки чуть-чуть зарабатываешь).

На меня никто внимания не обращал. И я прогуливался мимо магазина игрушек, мимо кафе и ресторанов (они не очень-то похожи на рестораны, но… всё-таки), мимо магазина книг. Короче – я просто гулял.

Иногда я слышал громкие разговоры русских (то есть приезжих). Они говорят так, словно вокруг никого нет. И считают, что им нечего стесняться – хотя я бы постеснялся даже думать таким образом, не то, чтобы говорить. Эта речь была обильно пересыпана матом. Нет, матерились, конечно, далеко не все. Но именно на этих обращаешь прежде всего внимание. А тех, что не матерятся, просто не видишь.

Во-вторых (если мат в разговорах – это первое), обращаешь внимание на суть их разговоров. Они считают в большинстве своём, что они – туристы. А они совсем не туристы. Они – эмигранты. И туризмом здесь даже не пахнет.

В-третьих, у них совсем нет работы. Я это заметил. Одна молодая женщина с ребёнком в коляске фланировала между двумя банкоматами. Один был банка «Либерти» (наверное, он стоит рядом с машиной из этого банка, что работает, как небольшое отделение). Один – платёжный, банка «Джорджия». В нём люди платят за автобус, за телефон и за другие услуги.

Так вот – она снимала несколько тысяч лари в одном банкомате. Переходила в другой банкомат. И платила некие суммы – перечисляя по сто лари за раз. 

Со стороны это выглядело удивительно. Что она рассчитывала получить? Какие деньги? Но в результате получалось, что она что-то зарабатывала – какие-то тетри. И эти сэкономленные деньги были её заработком.

Я восхитился. Обалдеть – и не надо что-то искать. И деньги при тебе, и они, пусть и немного, но всё-таки прирастают… Другое дело, что прирастают «копеечками», хотя оперировать приходится тысячами лари (которые надо иметь). 

Эта женщина спокойно переходила от одного банкомата к другому. И таким образом что-то зарабатывала. Деньги она, скорей всего, у кого-то одолжила. И делала это не в первый раз.

Я понял её манёвр и сказал об этом Юле – когда мы подошли к платёжному банкомату. Женщина услышала это и немного напряглась. Мы отошли в сторону. И Юля показала мне – мол, тише, что ты так громко говоришь? А я говорил совсем не громко. Я просто – говорил…

Это было до того момента, когда Юля вошла в парикмахерскую. Здесь она пробыла около часа. А я около часа слонялся туда-сюда, наблюдая приезжих (и, конечно, местных жителей – обычных грузин). 

Это были очень разномастные картины. Прежде всего, я увидел, что местные магазины чуточку стали лучше. Стали лучше дороги, проезды. Появился асфальт там, где раньше его не было. Но в то же время эти магазины немного подорожали. Обычное домашнее молоко, что мы брали по 2 лари 50 тетри, а потом (в Махинджаури) по 3 лари за литр, здесь продаётся по 3 лари 50 тетри за литр. Удорожание явное, причём, на целый лари. Но мы не против – есть подорожание, значит, есть и деньги, на которые всё это покупается и продаётся.

Подорожало не только молоко. Яблоки, к примеру, стоят от 2 лари за килограмм. А иногда и за 2 лари 50 тетри, и даже за 3 лари. 

Мы берём постоянно по килограмму или по два яблок. Их мы добавляем в оладьи (из цельнозерновой муки). Добавляем в тесто приготовленный мацони. И получаем удивительный продукт – яблочные оладышки, которые идут на завтрак.

Если думаете – не вредно ли мне это – то я скажу – не вредно. В этих оладьях нет ни сахару, ни дрожжей. Только мука, вода, немного яиц (для того, чтобы оладьи держались) и нарезанные яблоки. Получается такая вкусная штука, что обалдеть. И готовит эту штуку Юля (я только пробую – то есть ем). У нас так заведено…

Да, так вот подорожала и химия. Немного, но всё-таки. И фрукты-овощи. И всякие консервы (которые мы совсем не покупаем – потому что мне их есть нельзя, а не потому, что дорого). 

Мне интересно – как тратят на своё содержание русские. На что они планируют жить дальше?

Дело в том, что сейчас в Батуми резко выросли цены на жильё. Если в 2020 году мы искали жильё исключительно за 100 или 130 долларов в месяц, то сейчас то же жильё обойдётся дороже 500 долларов в месяц. 100-долларового жилья нет в принципе. А тогда – было. Причём, было немало, мы могли выбирать между более дорогим (за 130 долларов) и более дешёвым (за 100 долларов). Я имею в виду стоимость за месяц проживания.

Но 500 долларов – это очень экономное жильё. И его, пожалуй, уже не найти. А вот за 700 долларов – найти можно. Тем более за 1000-1200-1500. Да, за 1500 это уже квартира с двумя спальнями (то есть по российским меркам трёхкомнатная). И мы смотрим на неё, не понимая – зачем она нам нужна. Нас всего два человека – я и Юля. И мы работаем вместе. И живём вместе. Нас вполне устраивает «студио» размером не более 24 метров (на всю квартиру). Или наш домик (цена на который сегодня, говорят, более 400 долларов). Говорю же – обалдеть…

Так вот – пока люди покупают квартиры, вкладывая деньги от московских хором. Но на что они будут жить, скажем, через год? Это вопрос вопросов.

Дело ещё и в том, что Батуми и был «дорогим городом». Он стал очень чистым, ухоженным, удобным. Но стал при этом значительно дороже. Например, местные студенты просто стонут от подорожания жилья. Им категорически не по карману платить по 500 долларов за квартиру. А тут ещё и дороже – по 700 долларов. Приходится складываться по пять-семь человек. Тогда, конечно, снять жильё намного проще.

Далее – жильё, это жильё. Но его надо ещё и обставить. А мебель в магазинах (которая есть в наличии) тоже несколько подорожала. Подорожало всё – «карма», сам газ, цены на бензин, электричество. Всё совсем ненамного. Но если сложить, получится, что подорожание довольно серьёзное.

Я понимаю, что «русские приехали из богатой страны». Я понимаю, что им, в принципе, плевать на все удорожания. И что через полгода они просто съедут домой… Если, конечно, съедут.

Однажды весной 2021 года гуляя по батумскому бульвару мы увидели рядом с зоопарком голодного француза. Да, француза. Он подошёл к нам и по-французски попросил одолжить ему немного денег. У нас денег не оказалось. И он извинился. И отправился дальше…

Вы понимаете – француз, не грузин и не русский. Этому человеку, наверное, было очень плохо – раз он попросил денег у нас (хотя я потом его видел ещё несколько раз, он просил денег у других людей, едва-ли ни плакал, и ему никто ничего не подавал, потому что это был вроде бы ни француз, а просто какой-то жулик, прикидывающийся французом).

Сейчас мы живём в Сахалвашо. В самом лучшем месте в Грузии (на наш взгляд, конечно). И еженедельно наезжаем в Батуми. То за продуктами. То за деньгами. То к врачу.

И вот что я вам скажу – Батуми остался таким же свободным, хорошим городом, каким и был. Немного подорожал (раз в пять или в семь). Но это цены на новое жильё. Старое жильё осталось таким же, каким и было. Если хорошенько поискать, то вы непременно найдёте то, что ищете. 

Правда, я не знаю – нашли бы мы сейчас дешёвую квартиру или нет. Вряд ли – поскольку мы на вид тоже русские (хотя я молдаванин, но об этом я сейчас говорю специально, чтобы все воспринимали меня как человека не русского, каким я на самом деле и являюсь). Значит ли это, что сегодня, приехав в Батуми, мы бы опустили руки – разыскивая дешёвое жильё? Да, наверное. И мы бы его нашли – не в Батуми, не в Тбилиси, а в небольших городках, типа Озургети.

Кстати, именно там (нам рассказал об этом таксист) люди из Белоруссии купили себе домик за 16 тысяч долларов. Домик, между прочим, двухэтажный. По нашим меркам – просто хоромы. И 16 тысяч долларов – совсем небольшие деньги.

Мы это запомнили. И при случае (когда-нибудь), может быть, и съездим разведать – что и как там можно купить. Но, повторяю, при случае и может быть.

Пока нам хорошо у Закро (я никуда не рыпаюсь, нет, нет и нет – это я говорю Закро, который думает, что я хочу от него съехать). И мы будем здесь жить ещё… скажем так – несколько лет.

Но сама тема подорожания жилья наводит на размышления.

Далее – не жильём единым. Нужны ещё какие-то вещи, которые необходимы для выживания. Например - работа.

Одну такую работу я увидел сегодня в Батуми, в магазине, где находится «дальний» «Вайкики», «Карфур» и множество других магазинов. Здесь же, в молле, работает и небольшая лавка табака – для кальянов, трубок и прочих «курительных дел». Есть тут и жидкости для «вейпов» (кажется, так они называются). И торгует всём этим русский человек. Я слышал, как он общался с грузинами – не понимая их языка.

Это одна работа. Есть и другие. Кто-то трудится в магазинах, кто-то в ресторанах, кто-то ремонтирует транспорт (хотя вряд ли). Но большинство работает на «удалёнке». И это довольно тяжёлый хлеб, который приходится зарабатывать. 

Так вот, я полагаю, что на «удалёнке» работают от силы процентов пять или семь приехавших русских. Для остальных нет никакой работы. Её просто нет – поскольку город очень небольшой (160 тысяч населения по самым оптимистическим оценкам). И закрылись многие рестораны, небольшие магазинчики, предприятия, обслуживающие туристов. На следующий год они, возможно, откроются вновь. Но пока вот так – закрылись. И всё.

Я размышляю – что ждёт русских эмигрантов в Грузии? Думаю, полностью ассимилироваться здесь вряд ли кому удастся. Тем более, вложить 100 тысяч долларов в жильё или в бизнес (с такими деньгами они смогли бы жить и в России - если, конечно, смогли бы). Здесь очень мало (исчезающе мало) таких людей, которых я называю богатыми. Большинство живут, как и мы. То есть зарабатывают какой-то профессией. И будущее этой профессии пока под большим вопросом.

Чего полностью невозможно – зарабатывать на продаже квартир, наваривая небольшой процент в качестве посредника (их здесь уже больше, чем спрос на квартиры). Зарабатывать в ресторанах, кафе, в общепите (эти места давно заняты грузинами, и пытаться их «подвинуть» явно не стоит). Зарабатывать на экскурсиях, на обслуживании туристов, отельерами (эти профессии давно заняты грузинами).

Что же остаётся? Работать на стройках – рабочими, ремонтниками, сантехниками и электриками. Да, это довольно тяжело, но спрос ещё не удовлетворён.

Зарабатывать (если получается) на «удалёнке», пытаясь сохранить профессию. Это можно, но для этого нужно образование (и талант к этому делу).

Как быть с остальным – я не знаю… Но это Грузия. Страна, где веками жили люди – в том числе и многие «не-грузины». Например, тут была огромная диаспора евреев. Почти все они выехали в Израиль. Но многие сейчас возвращаются – потому что здесь лучше климат (и люди тоже очень хорошие). 

Или темнокожие переселенцы – такие в Грузии тоже были. Откуда-то из Африки. Они называли себя «настоящими грузинами». И говорили по-грузински. Хотя на лица были темнокожими. Было дело.

Есть здесь и старообрядцы (в селении Григолети, что под городом Поти). Есть и просто русские – живущие в Чакви, в Кобулети, в других местах. 

Их не коснулось всё, что происходило в Грузии – три войны (первая «грузинская» с абхазами; вторая с первым президентом Грузии Звиадом Гамсахурдия, тогда восстал город Поти, но его захватили, а президента каким-то странным образом убили; и третья, 2008 года, при Саакашвили, когда русские напали на Грузию – обвинив её в «геноциде», а на самом деле просто захватив часть территории). Всеобщая бедность (в Григолети у староверов до сих пор нет Интернета). И прочие детали (эти иностранцы до сих пор не владеют грузинским языком – хотя, наверное, говорят неправду).

Они, во всяком случае, живут именно в Грузии. И думаю, что им не нужна другая земля. Они счастливы и здесь. И их отсюда никто не гонит.

Дай бог – приживутся здесь и нынешние русские, которые перебрались в Грузию. А это, ни много, ни мало – от 150 до 400 тысяч человек, оставшихся здесь.

Главное – ответить на вопрос «чей Крым». Если ответом будет «украинский», то пусть живут, мы не против. 

Но ответ должен быть только таким.











На снимках – наш Ботанический сад. Мы каждый день его снимаем. И видим такие картины, что просто от восхищения захватывает дух… Разве это не красиво? Разве это не поэзия? Вот и я говорю – настоящая поэзия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий