воскресенье, 18 декабря 2022 г.

Между двумя деревнями

Наша жизнь представляет мешанину из некой формы туризма (мы всё-таки не грузины, хотя живём в благословенной Грузии) и сельского быта (за нашими окнами растут роскошные плодовые деревья, а из крана течёт родниковая, чистейшая вода). И мы к этому уже привыкли. И наши хозяева (что удивительно) тоже привыкли – к нам. 

Мы живём по соседству с Закро и Хасаном Халваши – метров на пятьдесят от Закро и чуть больше от Хасана. Правда, из наших окон не видно дома Закро (и дома Хасана). Их скрывает холм, на котором они стоят. И плодовые деревья (яблони, груши, орехи, мандарины, лимоны, хурма, сливы). 

Список не полон. Он до сих пор ввергает нас в небывалое удивление. Если ориентироваться на своё хозяйство, то нам совсем не надо ездить в магазины и покупать эту «зелёнку». Мы-то, конечно, её покупаем (хотя Закро постоянно говорит, что деревья в нашем распоряжении). Дело в том, что ухаживать за этими деревьями для нас не вполне привычно. Да, и запросы у нас весьма скромные. А так – возможность иметь доступ к мандаринам-апельсинам-лимонам-гранатам-и-всему-остальному весьма нас привлекает. Вы не можете себе представить – как мы радуемся всему, что так или иначе растёт вокруг нашего домика.

Кстати, сам домик очень скромный. Он рассчитан на летнее проживание небольшой семьи из двух человек. У нас семья очень небольшая – в ней как раз два человека. Правда, когда мы снимали жильё, мы сказали, что хотим снимать его на годы. На сколько лет – я промолчал. И Закро тут же сказал, что в ближайшее время он установит в домике «карму» (отопительный котёл на газе). А заодно проведёт и сам газ (до этого газа не было, а плита работала от баллона). 

Так и произошло. И наш домик превратился из летнего в круглогодичный. Теперь мы можем жить здесь постоянно – и летом, и зимой. Закро переделал вход в наш дом, почистил перед ним землю. И сейчас здесь просторно. Мы привыкли и к этому (я специально пишу об этом, поскольку я не верил в эту ерунду – но Закро оказался прав, жить стало намного удобней).

И ещё – мы живём на склоне горы между домом Закро и домом Левона (дом Левона расположен чуть в стороне). И когда Закро прогуливается до дома Левона, он проходит мимо нашего домика. И с ним собака Бобби – немецкая овчарка (рослый чистопородный пёс). 

Когда мы спускаемся к дороге, по которой в Батуми идут маршрутки и 6-й автобус, а из Батуми идут маршрутки, идущие по разным городам Грузии, то не подумайте лишнего – до этой дороги чуть больше, чем 200 метров (возможно 250-270 метров). То есть всё это расположено рядом – и туннель, по которому едут машины, и наши дома, в которых мы живём. И роскошный внешний вид на подъёме в гору на другой стороне дороги.

Кстати, там, где находится остановка, за туннелем, расположен ещё и рыбный ресторан, где готовят (представьте себе) речную форель. И вылавливают её прямо здесь – в ручье, который до этого был чем-то вроде речки.

Я просто удивлён таким необычным разнообразием, которое здесь царит. И то, и другое, и третье… Но рыба – причём, там, где мы не видим реки (она спрятана в подземное русло – это было сделано после того, как здесь построили туннель). Это особенно удивительно. И в этом ресторане когда-то работала одна знакомая девочка (она учится ещё в школе, немного конфликтует с матерью и зарабатывала себе на телефон сама, без помощи родителей).

Таких людей – работающих в ресторане, живущих в соседних домах, воспитывающих собак, что-то делающих на своей земле – здесь очень и очень много. И это превращает нашу деревню (Сахалвашо) в удивительное место, где происходит всё то, что не может случиться в самом Батуми. 

Например – сбор мандаринов. Для этого надо иметь плодоносящие деревья, причём, здоровые, очень хорошие, дающие роскошные урожаи мандаринов, которые собирают как раз в эти дни (начиная с 10 декабря, заканчивая 20 декабря). 

В Батуми, понятное дело, мандарины есть. Но на отдельных деревьях. А роскошных садов величиной в два-три-четыре гектара нет нигде. А у нас – есть. Да, я имею в виду сад Халваши – всего семейства. И это превращает их в настоящих производителей, чьи мандарины продаются в магазинах и на рынках.

Кстати, сами они мандаринами не торгуют. Но собирают их и продают посредникам – которые и перепродают их другим заказчикам. Это несколько снижает доход от урожая. Но этот доход и так невелик. В этом году Закро сказал, что мандарины не оправдывают вложенных в них денег. И, как я понял, он старается переориентироваться на другие культуры (например, на лавровый лист, лимоны, орехи и так далее). 

Мандарины, конечно, главное лакомство в Аджарии. Но не единственное. Здесь очень много всего, что так или иначе может продаваться – помидоры, огурцы, капуста, другие овощи и фрукты, созревающие один за другим. 

Кстати, в Ботаническом саду наш главный специалист по цитрусовым деревьям в этом году сменил свою специализацию. И это говорит о многом. Если мандарины не покупают – зачем их выращивать? 

Правда, в этом году работники Ботанического сада собрали мандарины и передали их работникам каких-то домов престарелых (или детских домов – тут такие тоже есть). Они были упакованы в мешки. И сама передача (бесплатная, конечно) была оформлена самым лучшим образом. 

Впрочем, не только уборкой мандаринового урожая запомнится конец года. он запомнится чудесной погодой – которая сегодня стоит в Батуми. На небе нет ни облачка (в субботу 17 декабря, когда и пишется этот пост). Светит солнце. И воздух прогрелся до плюс 12 градусов. Да, это невысокая температура. Но вы посмотрите на дату. До Нового года остаётся всего ничего. И – такая солнечная погода…

Иногда с нами происходят необыкновенные вещи. Например, недавно к нашему дому подошёл юный… телёнок. Да, самый обычный телёнок, которому от роду было меньше месяца. Глупое, миролюбивое создание, который решило узнать – не накормят ли его чем-нибудь здесь (кошек кормят, собак кормят, а телят нельзя?). 

Юля вышла на улицу. И стала звать телёнка голосом – мол, «ути-пути, иди сюда». И телёнок было пошёл. Но тут выскочил Бобби и залаял. И телёнок припустил с горы к дому Левона.

Такая вот получилась история.

Телёнок в результате отправился домой – в хлев. И всё получилось вроде бы нормально, никто его не обидел (тем более у нас). А я подумал, что нам ещё не хватало телят – чтобы почувствовать себя «необыкновенными хозяевами». Надо же…

Да, про наших кошек. К сожалению, куда-то пропал наш Чулок. Он слинял из дома из-за постоянных битв за кошек. Сработал его интерес – найти какую-нибудь кошку, сразиться за неё с опытным котом. И в результате передать ей свои гены.

Так думаем мы. А в результате причиной могут стать собаки – которых тут расплодилось великое количество. В основном здесь живут немецкие овчарки Левона. Среди них есть и кавказская овчарка Кира, необычайная охотница, имеющая зуб на Чулка. Кто-то из них мог загнать «нашего котика» на дерево… Но убить его, пожалуй, невозможно. Что значит – убить такого здоровенного молодого кота? Это не под силу даже Кире (я так полагаю).

Мы до сих пор его ждём. Но кота нет уже… почти неделю. Говорят, что такое с ними случается. Что коты гуляют по дворам. И потом, когда всё будет сделано – кот непременно вернётся. Мы в это верим.

Вообще же – жалеем «нашего котика». Хотя на самом деле это огромный, очень пер…ий котяра (извините, конечно), который за раз способен съесть тарелку разбавленного мацони и такую же миску кошачьего корма. Недавно он, к примеру, обос…ся прямо на кровати после еды. Мы были просто шокированы. Но его не наказали. Мы понимаем, что из кота прёт его сущность. Что это на самом деле настоящий помойный кот. Помойным, вонючим он и должен быть. А ещё – израненным в кошачьих битвах. 

Более поздняя дописка. Кот Чулок только что вернулся. Без зубов (совсем). До предела израненный. С черной мордой. Он пришёл домой, еле стоя на ногах. Это произошло только что – в субботу, около 12 часов. Нам его очень жалко. И мы надеемся его выкормить… И пусть живёт здесь, у нас. Если, конечно, выживет…

Зато наши кошки, причём, обе – Рыська и Папуаска – ходят к нам целый день. С утра и до вечера. Они у нас столоваются. И они у нас спят. А ночуют уже не под домом, как раньше, а в соседнем доме – у Шарены. 

То есть наши кошки стали, по сути, не нашими и нашими одновременно. Они признают и нас. И признают детей Шарены. Ласкаются у нас (поскольку мы кормим их лучшим сухим кормом и даём мацони). Но они не против и того, чем кормит их Шарена (мясные обрезки, старый борщ и прочая лабуда). 

Сама Шарена даёт эту еду своему щенку – который пришёл к ним в дом сам. Но кошки явно его объедают. А потом приходят к нам. И едят ещё у нас…

Вот что с этим делать – я не знаю. Наш корм есть собакам не рекомендуется (он может быть вреден для собак). И мы щенку ничего не даём. Но он вроде как живёт. И даже изображает из себя настоящего защитника – забираясь на второй этаж, когда нет хозяев, где он облаивает всех проходящих как настоящая собака. 

Даже удивительно – совсем недавно этой собаки у Шарены не было. И вот она появилась. Пёсик поселился в подвале. Внутри дома он так ни разу и не был – так принято у сельских жителей. Но подвал ему открывают – чтобы ему не было холодно. Короче, такая вот жизнь.

Ну, и кошка Марыся. Она ходит к нам ежедневно. И ест у нас – словно так и должно быть. Но рассказать о ней нечего. Она очень умная кошка, которая никогда не попадает в сложные ситуации.

Чем мы живём ещё? Конечно – ожиданием победы… Да, победы Украины над Россией. Я думаю, это не вызывает у кого-то каких-то иных чувств. Я говорю об этом, чтобы вы знали – мы поддерживаем Украину. И категорически не поддерживаем Россию. Ту бойню, что развязала Россия против Украины, Х…ло (Путин, конечно) запретил называть «войной». Но что же это, если ни полноценная война? 

А ещё мы готовимся к Новому году. Кое-что закупаем (например, вино – крошечную бутылочку на 200 граммов, самое то, что мы сможем выпить с минеральной водой). Кое-что планируем приготовить (например, сациви – которое мы готовим с орехами на Новый год). Скоро закупим чичелаки – который сожжём в период от православного Рождества до Крещения. 

Короче, справим Новый год, как это и положено. 

А ещё после Нового года мы планируем поездить по Грузии. 

Съездить, к примеру, в Боржоми (да, мы планировали поездку в Боржоми давно, но всё что-то мешало). 

Или в Парк белок – рядом с Тбилиси. Мы нашли его случайно. И необычайно впечатлились. Нам явно не хватает белок. Мы к ним давно привыкли.

Да, мало ли куда? Грузия небольшая страна. Но её размеров как раз хватит, чтобы путешествовать по ней долгие годы.

И ещё – свободу Михаилу Саакашвили! Что ни говори, а смерти в тюрьме этот великий человек не достоин. В этом я абсолютно убеждён. И за его «преступления» никого вообще не судят. Какие преступления? Он же был третьим президентом страны. И… такая вот получилась история.

Что ни говори – а Саакашвили должен быть освобождён. Потом вы его можете не любить – сколько влезет. Но убивать его ни в коем случае нельзя. Это великий грех.











На снимках – зима 2022 года. Наше Сахалвашо перед Новым годом. Эти дни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий