суббота, 10 декабря 2022 г.

День рождения Хасана Халваши

Мы отметили день рождения Хасана Халваши (который на самом деле Надари). И сделали это на день позже, чем обычно. В этот день (5 декабря 2022 года, то есть в понедельник) мы поздравили с днём рождения сына Хасана Халваши – Гиоргия. Человек этот очень хороший, вполне достойный нашего глубокого уважения и наших же поздравлений. Кстати, ему исполнилось 44 года (отличный возраст для мужчины, всё ещё впереди). Но потом мы узнали, что Мака (младшая дочь Хасана, что живёт у него) отмечает… 86-летие нашего Хасана! Мы обалдели. И тут же стали перебирать – что ему подарить.

Идти на день рождения решили на следующий день (хотя грузины ходят на дни рождения точно в срок, так положено, но мы «гости» и нам прощается такое «своеволие»). В подарок я подписал ему свою книгу (про Кемаля Ататюрка – хорошая, кстати, книга). И мы решили на следующий день съездить в магазин «Назилбе» в Махинджаури. И купить ему бутылку хорошего вина. А заодно передать привет от сына, который живёт (вы не поверите, где)… в Москве!

Кстати, Гиоргий (так пишется это имя по-грузински, но русскими буквами) очень хороший человек. И даже отличный. Мы с ним очень дружны. И он приезжал домой дважды – один раз в обычное время, второй раз незадолго до частичной мобилизации в России. Он привёз в Грузию своего знакомого, чеченца по национальности. И его, чеченца, в Грузию по каким-то причинам не пустили. А Гиоргий проехал через Верхний Ларс. Его друг уехал отдыхать в Сочи (с ним всё в порядке). И нам Гиоргий привёз мои книжки – которых я уже заждался. Такая вот история. 

Накануне мы увидели Маку – она ехала на работу вместе с нами, в автобусе. И была очень красивой. Она чуть старше своего младшего брата. И она умолчала о дне рождения своего отца. Но мы потом увидели – как Мака отметила этот день, через Фейсбук.

Мы на Маку ни в коем случае обижаемся. Мы просто должны были помнить о дне рождения Хасана. И, к сожалению, про этот момент каким-то образом запамятовали. Мы поговорили о младшем брате Маки – о Гиоргии. Потом перешли к её работе. Короче, едва перекинулись несколькими словами, как нам надо было выходить на прогулку в Ботанический сад.

На следующий день мы снова отправились гулять по саду (мы делаем это с колоссальным удовольствием, практически, каждый день). Потом вышли на «стаффовском выходе» из сада (кстати, увидели здесь нашего приятеля Гию Болквадзе, во второй раз переговорили с пожилым специалистом по цитрусовым растениям, его зовут, кажется, Зураб или Заза, и познакомились с директором Ботанического сада, Ираклием, очень хорошим человеком).

Потом мы уехали в Махинджаури, едва ни опоздав на автобус номер 10, который только что тронулся с места. Я поднял руку и даже побежал. И автобус остановился, открыв дверь. Мы вошли в него. И уже с нами он отправился дальше.

Так вот, в магазине «Назилбе» мы увидели отличные вина по очень хорошим ценам. Что взять? Я посмотрел в верхнюю правую часть прилавка. И внезапно увидел вино с красивой этикеткой. Это оказалось вино «Александроули» - полусладкое вино (есть ещё такое же сухое, но мы взяли именно полусладкое) из розового винограда двух сортов, Александроули и Муджуретули, со вкусом малины и вишни, из Рачи, региона Западной Грузии. Мы решили, что именно это вино и стоит нам купить для Хасана. И мы не прогадали. Вино ему очень понравилось.

Понравилось бы оно и нам – если бы мы его попробовали. Но… мне нельзя даже пробовать полусладкое вино. И сухое вино нельзя – если оно не белое. Белое чуть-чуть можно – полстакана, разбавленное минеральной водой. То есть от вкуса вина почти ничего не остаётся. И то – мы всё равно испытываем некоторое неудобство от его употребления (назвать эти ощущения болезненными не поворачивается язык, но это не былое наслаждение от вкуса этого удивительного напитка).

Кстати, соки мне тоже нельзя. И компоты нельзя. Можно лишь съесть несколько фруктов. И кислых ягод – включая малину и вишню. Но по чуть-чуть, понемногу. 

Короче, мы от пробы вина отказались. Хасан предлагал нам выпить виски. Но я и от виски отказался. Я не могу пить спиртное. У меня (извините за это откровение) сахарный диабет. И что вино, что более крепкие напитки мне вредны. Юля же не пьёт из-за меня. И просто – не пьёт. Точнее – не выпивает.

Так вот, я забежал вперёд… Мы купили бутылку вина. Сели на автобус. Доехали домой. И возле дома подошли к дверям дома Хасана. Они были закрыты (и это понятно – зима на дворе). Мы постучали. И нам открыли.

Я подошёл к Хасану и протянул ему подписанную книгу. Написал на первой странице «Уважаемому Хасану на день 86-летия от автора» (или что-то вроде этого). Протянул книгу ему. А заодно и бутылку вина.

Подарки дарил я. А Юля стояла рядом со мной и улыбалась. Я специальным образом надписал книгу, поставив её имя рядом с моим. И она тоже расписалась – как расписался и я. Мы сделали это специально, чтобы Хасан знал, что мы дарим эту книгу ему на день рождения.

Вы знаете – подарки растрогали его. Я это почувствовал. И мы отшутились (чтобы не расплакаться от добрых чувств, нахлынувших на нас). 

Потом нас усадили за стол. И Гуло стала носить на стол разную еду.

Она нанесла её столько, что мы просто обалдели… Но ничего из этого есть мне было нельзя. 

Я съел яблоко, порезанное на дольки. Съел кусочек сыру, купленного Гуло. Съел что-то ещё, но незначительное. Я отговорился – мол, мне нельзя. И отдуваться за нас обоих пришлось Юле. Ей-то было всё это можно. И она получила от Гуло банку домашнего лечо и банку аджики (с собой). Потом попробовала чудесный торт, который сделали специально ко дню рождения Хасана. Потом попробовала изумительные, испечённые на день рождения сладкие рулетики (кажется, они называются пахлавой, я не запомнил – безумно вкусная вещь, настоящий шедевр). 

И всё это под разговоры с юбиляром… О чём мы говорили? Обо всём. 

Он рассказал, как родился в этом Сахалвашо – вместе со своим братом-близнецом, ставшим отцом Закро. Тот брат, отец Закро, уже умер. А его брат-близнец до сих пор живёт. Более того, он относительно здоров (во всяком случае, не болеет). И собирается дожить до 90 лет (а я думаю, что век его будет гораздо дольше – до 120 лет точно). 

Он рассказал нам о том, что сначала ходил в школу на той стороне Сахалвашо. Этой школы уже не существует. И она была в двух километрах от дома. Два километра в одну сторону, два в другую. Так прошли первые четыре года обучения Хасана.

Потом он поступил в школу Махинджаури. И ходил (пешком, автобусов-то не было) из Сахалвашо до Махинджаури все шесть лет.

Учится не очень-то и любил. Но когда пришла пора поступать в училище, он подал документы в мореходку. И с очень тонким юмором рассказал нам об экзаменах по русскому языку.

Он прошёл этот экзамен со второго раза. (И тут я подумал, что их учили на русском языке, а должны были учить на грузинском). Но – прошёл. И был зачислен на учёбу. А его брат – нет. И с этого момента их пути разошлись…

Он рассказывал медленно, но с большим юмором. И я наслаждался его речью. Это была речь очень мудрого человека. И очень красивого… Он был неотразим в своём возрасте. И очень трудолюбив. Он выращивал изумительные розы. Ухаживал за садом. Собирал мандарины. Он занимался всем, чем должен заниматься после многих лет работы человек, осевший на своей земле. 

Вы знаете, я ему позавидовал. Но позавидовал абсолютно доброй завистью. Пройдут годы – и я стану таким же, как и он… И у меня не будет ни своей земли, ни своего дома. Или будет. Всё зависит от того, как мы доживём свой век. И, глядя на Хасана, нам хочется, чтобы наша жизнь закончилась благополучно…

Да, нам не удалось найти компромисс по некоторым вопросам. По каким? По несущественным (говорю я, не имеющий права ни на что – в отличие от того же Хасана, имеющего права на всё, что здесь есть, включая и землю, и растения на ней). Я не хочу обозначать, на чём наши мнения немного разошлись. И это ни коим образом не повлияло на наше отношение к нему. И к его очаровательной Гуло – пожилой женщине, которая, тем не менее, постаралась устроить нам праздник. День рождения своего супруга Хасана.

Мы всё сделали правильно. И, когда пришло время, мы попрощались. И отправились дальше – домой.

Дома покормили кошек (мы кормим их трижды в день, постоянно). Потужили немного о нашей Папуаске (её не было дома около недели – теперь она снова у нас, вчера «нарисовалась»).

Кстати, Папуаска удивительная кошка. Она раздобрела. Стала очень мягкой и очень комфортной (в плане того, что она очень и очень ласковая). 

Её не было, поскольку она находилась в «охоте». Как и её мать Марыська (которая уже беременная). А Рыська котов не любит. Она не приходит домой поесть – если дома ест Чулок. Она на него даже шипит. И кот удивлённо на неё смотрит – мол, чего ты? Но потом они начинают есть совместно. Правда, едят из разных мисок. У Рыськи ещё нет привычки совсем не заходить в дом, когда кот Чулок хозяйничает на кухне. Она всё-таки заходит… Но заходит только после того, как Юля снимет её руками с подоконника моего окна, с улицы. Вот тогда она и считает, что может поесть.

Эти события были позже. А в тот день мы вспоминали рассказы Хасана (он же Надари). И вспоминая их, я думал о Гиоргии. И о Маке (об этой чудесной, удивительной женщине). И о старшей сестре Маки и Гиоргия – Инге (она живёт в Москве рядом с Гиоргием и работает поваром). 

Я не знал о профессии Инги. И теперь понимаю – как она профессионально сделала для меня сладкий кофе с молоком, без грамма сахара и почти без молока. И очень ценю это, поскольку напиток получился вкуснейшим.

Кстати, Инга живёт в Москве, но думает о Грузии. И Гиоргий живёт в Москве и думает о Грузии. Но у них нет профессии, что бы помогала им работать и зарабатывать удалённо (как нам). И по этой причине они живут там – а мы живём здесь.

И ещё – Гуло. Это очень хорошая женщина. Она ухаживает за Хасаном. Она его любит. И она очень пожилой человек (хотя моложе Хасана лет на десять). 

У них у обоих за плечами целая жизнь. В ней было всякое. И сейчас Хасан лишь говорит мне, что женщина «коварное существо». Что женщина «всегда обманывает».

Я понимаю, что это всего лишь шутка. И улыбаюсь. И он улыбается. 

Нам у Хасана очень хорошо…

Но у нас есть Закро. И он чуть старше (на один год) Гиоргия. 

Скоро я планирую отправиться к Закро. Мы проведём с ним вечер. Съедим что-нибудь, что-нибудь выпьем. Жены наши будут здесь же. И дочери Закро будут рядом с нами. И брат Левон (возможно) тоже будет здесь – со своей женой и сыном. И Тамара (которую мы очень уважаем). И прочие родственники.

Мы обязательно посидим у Закро. Это без вопросов.

Но как же здорово было у Хасана Халваши! Замечательный человек. Настоящее грузинское достояние. 

Я знаю, о чём говорю.










 

На наших снимках – фотографии Ботанического сада. Наши прогулки по нему. Зима 2022 года. Декабрь месяц. Эти дни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий