воскресенье, 31 июля 2022 г.

Впереди – август

Завтра, в понедельник, начинается последний месяц лета – август. Выходит, мы прожили уже два самых тёплых месяца. И лето, кажется, ещё впереди. Но это не так. Впереди самый жаркий месяц, самый хороший. Но это всего лишь 31 день. Потом начнётся осень. Тоже – сначала тёплая и ласковая. А потом, потихоньку, погода начнёт портиться (или начнёт холодать, что не всегда означает ухудшение погоды). Короче – мы прошли пик лета. И всё идёт к своему логическому завершению. 

Давайте немного задумаемся – что это лето нам принесло? О чём заставило задуматься? И что мы в результате потеряли, а что, наоборот, приобрели?

В самом начале лета мы съездили в город Баку – столицу Республики Азербайджан. Точнее – слетали на самолёте. И сделали это с большим удовольствием.

Пять дней (то есть шесть ночей) мы провели в стенах Старого Города – в милом отеле, совсем рядом с местом, где снимался художественный фильм «Бриллиантовая рука». То есть пробыли в Баку почти неделю. Ездили на метро, бродили по улицам, видели, как выглядят могилы Магомаева и других знаменитых людей города Баку. Видели Каспийское море – гораздо более тёплое, чем Чёрное. Но и менее живописное.

Одним словом, мы побывали в настоящей сказке. Точно говорю – даже Грузия, страна удивительных пейзажей и не менее интересного народа, Азербайджану немного проигрывает. Совсем немного, совсем чуть-чуть. Но – всё-таки.

Кстати, в Азербайджане можно жить, но не нам – поскольку здесь действует визовый режим, который трудно каким-то образом нарушить (в Грузии можно жить в течение 360 дней, после чего достаточно дважды пересечь границу туда и обратно, и живи себе снова 360 дней). Там можно пробыть на территории страны какое-то время (кажется, не более месяца, если ни ошибаюсь). И потом надо каким-то образом продлевать свою визу.

После Азербайджана мы долгое время работали и никуда не ездили… До тех пор, пока не решились, наконец, съездить в город Кутаиси. Да, это была сказочная поездка! Мы побывали в самом центре города, посмотрели гимназию, в которой начинал учёбу Владимир Маяковский, посмотрели древний храм в Гелати, побывали возле храма Баграти. Потом сходили в Ботанический сад Кутаиси – ничуть не менее интересный, чем наш, батумский Ботанический сад (но наш гораздо больше и гораздо любопытней – с этим спорить трудно). Побывали в парке развлечений – куда поднимается старинная канатная дорога. И объехали дважды на колесе обозрения – откуда поснимали старый город Кутаиси.

Теперь, в конце месяца июля, мы съездили в Кутаиси во второй раз – побывав, наконец, в храме Моцамета…

Где мы в этом году не побывали?

В Шекветили, в месте, которое выбрали для себя для морских купаний. Нет, мы любим купаться в море – как любили всегда. Но я не могу плавать – из-за незаживающей раны на ноге (которая, к слову, совсем не болит). А Юля просто не купается – поскольку без меня ей не так интересно.

Далее – мы ни разу не съездили в Поти, в Кобулети, в Гонио и в Квариати (во всяком случае – с развлекательными или с познавательными целями). В Поти мы уже дважды побывали в позапрошлом и в прошлом году. И, в принципе, удовлетворили свой интерес к этому городу. А на счёт остальных перечисленных мест я скажу, что это не совсем те города (или посёлки), где нам очень хочется побывать. Это, скорее, места, который так или иначе приспособлены для туризма. Во всяком случае, здесь понастроено много отелей, созданы пляжи, кафе и рестораны. Функционируют небольшие продуктовые магазинчики – где мы смогли бы что-то покупать из еды. Но… и только. 

Ездить по музеям нам не очень-то интересно (поскольку мы бывали в одном музее в городе Кобулети, и здесь увидели, помимо всего остального, очень интересного, экспозицию, в которой превозносится Сталин – тьфу на этого урода, ей богу…). Но мы, конечно, побываем ещё во многих местах. Если мы в Грузии, то постараемся увидеть всё, что так или иначе является историей этой удивительной страны…

Кстати, язык Испании (точнее – язык басков) очень напоминает грузинский язык. Не по написанию – в грузинском языке используется свой алфавит. Но по звучанию, по смыслу слов. Говорят, существует некая связь между этими народами, которая лежит в глубокой древности. И грузинский язык при этом гораздо старше баскского языка. И в испанском языке часто используются словечки баскского (то есть грузинского) языка.

Это поразительно выглядит – особенно сейчас, когда Испания принимает грузин под своё крыло. И даёт им возможность более-менее жить, уйти от бедности. Здесь, в Грузии, грузинам удаётся выжить не всем. Мы это понимаем…

Кстати, грузины всё больше нам нравятся. И мы уже улыбаемся – когда слышим возбуждённые голоса людей, которые (как нам казалось раньше) вот-вот поссорятся… Но нет, следом после этих возбуждённых слов идёт улыбка. И внезапно грузины начинают обниматься. 

Эта искренность и непосредственность нас просто подкупает. Грузины выглядят настоящими князьями на своих землях. И в то же время ведут себя, как наивные дети – которые верят в справедливость, в высшие силы, в возраст, в седые волосы.

Да, вы не поверите – но мне с возрастом это становится всё понятней. С годами ко мне всё чаще обращаются на чистом грузинском языке. И я отвечаю, что не очень хорошо говорю по-грузински. И люди сразу переходят на русский язык – потому что мне так будет легче их понять. 

Ещё мы часто слышали, как люди переходят с грузинского языка на русский. И говорят по-русски не совсем правильно, с сильным акцентом… «В чём дело?» – задавались вопросом мы. И тут же получали ответ: «Просто потому, что к ним подошли мы, люди другой культуры». Мы вроде как русские – и грузины тут же переходят на этот язык, потому что говорить на родном языке как-то… неудобно.

Я очень ценю это качество. И очень ему завидую (да, самой что ни на есть «чёрной завистью» – поскольку я не знаю какого-либо языка, чтобы на нём можно было общаться, кроме русского). Что есть – то есть. Я называю это «высшей коммуникативной способностью», на которую идут грузины – для того, чтобы я не чувствовал себя каким-то неполноценным.

И я ощущаю себя очень комфортно – в этом русском (к сожалению!) общении. Юля уже умеет понимать основы грузинской речи. Она может читать грузинские надписи (потихоньку, неспешно – но всё-таки читает и при этом правильно переводит). Она знает в общей сложности около 300 общеупотребимых грузинских слов, к которым постоянно добавляются новые слова.

Но в то же время я знаю, что Юля – это не только мой «переводчик», это ещё и мои «мозги» (в прямом смысле – она понимает чуть больше, чем я смогу просто сформулировать, такова реальность, как ни крути). И я очень это ценю (как бы она этого ни стеснялась).

Жизнь в Грузии оказалась такой хорошей, что мы сейчас и не планируем отъезд куда-либо. Но в любом случае мы можем и уехать – например, в Молдову (если тут, в Грузии, что-то не получится – хотя я не знаю, что именно). И в Молдове начать всё с самого начала – например, в Кишинёве.

Город Кишинёв – город моей молодости. После армии я учился в институте в городе Кишинёве. Женился, появился ребёнок (которому сегодня уже, мама дорогая, 40 лет!). И - семья не сложилась. Я уехал домой в Коми АССР – оставив Кишинёв и никогда туда не вернувшись (во всяком случае для постоянной жизни).

Теперь можно и вернуться. Всё, что было в молодости, забыто. Леночке – дочери – уже 40 лет. И её дети уже взрослые (стало быть, мои внуки – сын и дочка Лены). И может, скоро у меня появятся правнуки… Я этого просто не знаю. Лена – отрезанный ломоть. Я не участвовал в её воспитании.

Да, наверное, это плохо. Но я не смог себя пересилить. И остаться с этой женщиной, с первой женой (кстати, она была очень красивой – приднестровская русская и я, молдаванин по национальности, но она жила как инородная в России, а я в России как русский, хотя во мне нет ни капли русской крови). Её звали Оля. Оля Колесник. Она говорила на русском языке и на суржике – на несуществующем языке, на котором говорят многие южные народы (например, кубанские казаки). 

Впрочем, это далёкое прошлое. И году в 2008 (кажется) или в 2009 у меня была возможность встретиться с ней – с Ольгой Феофановной Бостанарь. И… я этого не захотел. Мне показалось совершенно дурной сама идея. Я просто вымарал её телефон из своей старой «Нокии». И лишь сейчас вспомнил о существовании Ольги. 

Это был первый брак. И первая свадьба – которую я справлял в своей жизни.

Потом были другие браки и другие свадьбы. И я до 2011 года был, по сути, очень одинок – пока не нашёл свою судьбу, Юлю. 

Об этом мы говорим постоянно. С кем говорим? Да, с Юлей же! С 2011 года по сегодняшний день разговор этот нескончаем. И я вижу в этом человеке именно то, что меня всегда привлекало в женщинах. Что именно - лучше я промолчу…

Мы готовы путешествовать по жизни, поскольку она, эта жизнь, заканчивается ещё не завтра и не послезавтра. Я на это надеюсь (хотя с каждым годом эта уверенность немного тает – как наша способность купаться в море, на пляже). Значит, мы ещё съездим и в Боржоми, и в Гори, и в Мцхету, и в Зугдиди, и в Телави, и в Рустави… Да мало ли? Повсюду, куда бы мы ни поехали, нам будет очень и очень интересно побывать. И везде мы увидим настоящих грузин – тех, которые замешаны на чувстве чести и чувстве гордости. Увидим танцы настоящих грузинских женщин – очень красивых, очень нежных. И увидим настоящее торжество грузинских мужчин, которые готовы откликнуться на любую беду и вполне искренне прийти на помощь.

Я очень люблю этих людей. Они мне близки по сути. И я их абсолютно понимаю. 

Правда, не всё, во что верят грузины, близко и мне самому. Я, например, не приемлю их самохвальства, хвастовства (эта черта есть у многих грузин, что ни говори). Но, с другой стороны, столько пережить в своей истории – и не сломаться, не сдаться, не проиграть. Это надо суметь… Разве это ни причина для гордости? Разве этому нельзя радоваться?

Можно и даже нужно! 

Во всяком случае, мы живём в Грузии – в стране, где пьют столько вина, что русскому человеку и не снилось. И мы ни разу, никогда не видели (даже издалека) ни одного пьяного человека… Нет, одного видели. Но это был очень стесняющийся пьяный – что он выглядит таким вот неподобающим образом. Он старался не говорить. И всю дорогу отводил глаза в сторону – чтобы никто не увидел, что он пьян.

Был и ещё один «кент» - сильно выпивший. Но он был русским. И представлялся, как грузин.

Тьфу – не хочу о нём говорить (поскольку это был просто «пьяный урод», то есть не человек, а какой-то мусор).

В нашей жизни прошло два месяца лета. И осталось совсем немного комфортного периода – который мы очень любим. То есть времени без дождей (очень желательно) и без особой жары. 

Так давайте же проживём их так, как нам завещали наши предки – активно, с настроением и по возможности безбедно.

С остальным (например, с проклятой войной, будь она неладна!) как-нибудь разберёмся.











На снимках – наши дни в самом конце июля месяца 2022 года. Наш Ботанический сад, место, куда мы постоянно ходим на прогулки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий