суббота, 30 июля 2022 г.

Снова в Кутаиси

В четверг 28 июля 2022 года мы в очередной раз съездили в Кутаиси. Как мы это сделали? Очень просто – утром встали, быстро позавтракали, вышли на дорогу, ведущую в Батуми, и сели на микроавтобус, идущий в сторону железнодорожного вокзала. Тут взяли билеты (они стоят по-прежнему 2 лари на человека, что вызывает колоссальное удивление у самих грузин), немного подождали (около 40 минут, которые мы потратили на то, чтобы заказать себе кофе и выпить его в небольшом кафе). Сели на поезд. И уехали в сторону Кутаиси.

Что изменилось за тот месяц, что прошёл с первой поездки в Кутаиси? Во-первых, стало намного больше народу. Поезд оказался заполненным и туда (из Батуми в Кутаиси), и оттуда (из Кутаиси в Батуми).

Мы приехали обратно на следующий день – 29 июля, в пятницу. То есть в рабочие дни всё равно народу ездит туда-сюда огромное количество. Основная часть пассажиров ехала из Батуми в Кутаиси. Но на обратном пути большая часть вышла в Кобулети (там, где только что привели в порядок набережную).

Далее – кофе мы заказали в крошечном кафе на вокзале, где можно выпить кофе и съесть… ну, не знаю – наверное какие-нибудь снеки из пакетиков. Кофе продают хороший, свежезаваренный. И тут мы обнаружили, что наш домашний кофе намного лучше. И дело не в том, что девушка, торгующая в этом кафе, плохо его заваривает. Нет. Дело в самом кофе. Мы берём его на небольшом рыночке возле площади Тбилиси, в Батуми. Здесь его мелют и продают нам его, пока он тёплый. Я не знаю его состав, но мне кажется, что это «арабика». Во всяком случае, кофе получается густым, ароматным, бодрящим. И мы пьём его один или, максимум, два раза в день.

Этот кофе оказался водянистым, хотя заваривался в специальной машине. И кофе девушка в машину положила достаточно. Но нам этот напиток понравился не очень. К тому же стоил он – будь здоров (по 7 лари за картонный стаканчик).

Мы моментально подсчитали, что два выпитых нами кофе тянут на 3,5 поездки в Кутаиси (если мы заплатили 4 лари за два билета и 14 лари за два кофе). Ещё раз – обалдеть.

Впрочем, мы не скаредничаем. Мы – наслаждаемся. Мы наконец заслужили себе выходной…

Потом – в 8 часов 15 минут – поезд тронулся. И мы поехали по знакомым местам.

Сначала проехали Махинджаури (где поезд на минуту остановился). Потом Зелёный мыс (та же минута). Пляжик в Ботаническом саду, рядом с Чакви (ещё минута). Потом на строительстве гостиничного комплекса перед Чакви. Потом на станции Чакви… Мы останавливались возле каждого небольшого полустанка. И людей тут было совсем немного (почти никого – во всяком случае, по дороге в Кутаиси).

После остановки Кобулети, занявшей минуты три, дело пошло веселей. Поезд отошёл от моря и поехал по дороге, проложенной на каком-то расстоянии (километрах в 3 от моря). Проехали Шекветили (его можно узнать по «Блэк Си Арене»). Проехали ещё какие-то станции (названий которых мы не запомнили). И прибыли на станцию Уреки.

Здесь поезд поворачивает в сторону Тбилиси. Дорога до Уреки от Батуми занимает больше часа. Следовательно, до Кутаиси осталось ехать ещё почти три часа (чуть меньше – всего дорога из Батуми до Кутаиси занимает ровно 4 часа).

Кстати, ездить на маршрутке вроде бы хорошо – маршрутное такси успевает доехать до Кутаиси за 2 часа 30 минут (или чуть больше). Но нам нравится передвигаться на поезде. Здесь совсем другой разговор – ты сидишь в удобном мягком кресле. Расстояние до ног (от спинки переднего сиденья) такое, что запросто можно закинуть ногу за ногу. И вообще – сидеть в поезде одно удовольствие. Плюс туалеты. Плюс возможность прогуляться по вагону, если устанешь сидеть. Короче - красота…

Потихоньку мы доехали до Кутаиси. Юля достала компьютер и немного поработала (написав два материала – говорю же, жена у меня умница). А потом поезд остановился и поехал в другую сторону. И наш вагон из первого стал последним, четвёртым. Так мы через 15 минут и добрались до города Кутаиси.

В Кутаиси, который показался нам совершенно знакомым и таким же умытым, чистым, очень обихоженным – как и в прошлый раз, мы вышли из поезда. И отправились по дороге в центр. Шли мы совсем недолго – до первого перекрёстка (метров, наверное, 200 от вокзала). Здесь повернули на дорогу, ведущую в горку. И отыскали дом номер 75. Здесь и был отель, который Юля заказала для нас. Он называется «Панда».

Очень хороший и очень уютный отель. В нём две кровати, диванчик (раскладной), по два стула и два кресла, столик, на котором можно поесть, все нужные шкафы, ночник (да не один), туалет с душем, горячая вода. Перед входом ещё один столик с парой кресел. И – никакого телевизора (что нам и надо).

Одним словом, мы поняли, что в прошлый раз взяли совсем не тот отель. Там было достаточно далеко от вокзала. И сами номера не сказать, чтобы хорошие (они были средними – с сильным запахом). А этот – загляденье!

У нас была огромная кухня с холодильником и плитой, а также полный набор посуды. В самом номере чайник (электрический – такой же, как и у нас). И чай-кофе в полном наборе. То есть живи – не хочу. И всё это за… 50 лари в сутки. Для нас – более чем подходящий набор услуг.

Запомним этот отельчик с названием «Панда». Очень удобно расположенный, очень ухоженный. Хозяйка не говорит по-русски – только по-английски. Но её мать русский язык немного знает (а мы знаем английский).

Короче, нам очень понравилось…

В отеле мы пробыли всего около пятнадцати минут. Потом собрали один рюкзачок (а мы с собой брали два рюкзака – в одном одежда, в другом питание и фотоаппарат). Вышли на улицу. И увидели отличный магазин рядом с отелем. Он работал круглые сутки и 7 дней в неделю. И там было всё, что необходимо в пути – из питания, напитков или для какой-нибудь постирушки.

Мы зашли в магазин, посмотрели – чем тут торгуют. Купили бутылку газированной воды (минеральной – мы пьём только такую воду, без сиропа). Потом вышли на улицу. И Юля тут же подошла к таксисту, притормозившему с какой-то пассажиркой (ехавшей, по-видимому, в нашем же поезде).

Сторговались на 20 лари, которые водитель предложил сам. Он брался довезти нас до Моцаметы – храма, расположившегося в 6 километрах от Кутаиси. А потом ещё довезти нас до Баграта – до храма на вершине горы, где мы были в прошлый раз. Оттуда мы должны были спуститься пешком, прогуляться по городу. Да, и дойти до своего отеля.

Всё так и получилось. Мы доехали до высоких домов – где жили люди. Высадили нашу попутчицу. Одновременно я увидел новый Кутаиси. Он был просторным, очень красивым, каким-то воздушным (но не сами дома – которые были очень похожи на наши дома, в Батуми, с такими же отсутствующими подъездами и чёрными от какой-то копоти лестницами).

Потом мы поехали к Моцамете… Что это за храм такой? Он был построен аж в VIII веке нашей эры. То есть очень давно. Здесь похоронили двух братьев – Давида и Константина из рода Аргвети. Они организовали восстание против арабских оккупантов. И проиграли. Они оказались в плену. И им предложили принять ислам. Но оба брата категорически отказались. Их подвергли пыткам, а потом утопили в реке, которая здесь течёт и поныне (приток Риони, река называется Цкалцители – то есть «красная вода» - такой она стала в результате мученической смерти братьев). Церковь, которая тут стояла, сожгли арабы. Но люди вытащили из реки трупы братьев. И понесли на восток - «пока ни не взойдёт солнце». Здесь, на развалинах бывшей церкви, их и похоронили. А над их могилой возвели монастырь, который называется Моцамета – «Место мучеников». Очень популярное место, куда сходятся все гости Кутаиси и сами жители города.

Побывали здесь и мы. Правда, вовнутрь монастыря мы не заходили. Я не верю в бога – поэтому не хочу каким-то образом оскорблять религиозные чувства христиан (то же самое было и с буддистами в Таиланде, и с магометанами в Таиланде, и в Египте). Внутри я бы увидел мощи похороненных братьев, под которыми можно проползти. И загаданное тобой желание непременно сбудется… Если ты в это веришь – так думаю я. Но помалкиваю, поскольку попросту не знаю – сбудется или нет.

Во всяком случае, мы здесь побывали. Увидели ухоженный, очень уютный дворик, дом, где живут монахи. Посмотрели на людей, прибывающих сюда. Узнали – как Советы удалили из монастыря святые мощи и как их позже сюда вернули. Одним словом – мы поклонились грузинской памяти. Очень хорошее место…

Потом мы вернулись к такси и поехали в сторону Баграти. По дороге разговорились с водителем (его зовут Миша – как сказал он, а на самом деле Мераби). И он показал нам две синагоги, построенные в Кутаиси. Одна их них, судя по всему, ещё работает… Хотя евреев здесь всего 50 семей. Остальные – из 3000 или даже 4000 семей – уехали в Израиль.

Синагога очень хорошая. И рядом с ней стоят еврейские дома. Их ни с чем не перепутаешь (у них очень интересный вход в дом – двери ведут прямо в комнату, без какой-либо прихожей). Такие же дома я помню в Оргееве, в молдавском городе, где мне довелось жить и иметь свой дом…

Потом мы добрались до Баграти. Обошли этот храм (в который снова не зашли). Пофотографировали людей, которые сюда идут сплошным потоком. Пофотографировали свадьбу, что отметилась в этом храме. Да, и пошли потихоньку вниз – пешком, с горы в самый центр города…

В городе нам вдруг приспичило купить ультрафиолетовый светофильтр для нашего фотоаппарата (который появился у нас вместо старой видеокамеры – я об этом не говорил?). Мы обошли несколько крупных магазинов. Поспрашивали – где здесь продаются светофильтры. И оказалось, что таких магазинов в Кутаиси… нет. Совсем нет! Обалдеть.

Заодно мы заглянули в местное кафе. Купили здесь еды – которую съели. Честно говоря, еда оказалась жутко невкусной. Просто ужас, а не еда… Но мы всё слопали. Да, и пошли в сторону дома – заглянув в местный городской парк, который расположен в самом центре города…

Домой мы пришли часов в 18 (наверное, я на часы не смотрел). По дороге набрали всяких вкусностей. Дома поели. И я завалился спать.

Утром в половине шестого (раньше на пятнадцать минут) мы встали, поели. Да, и отправились на поезд.

Обратная дорога была такой же комфортной, как и дорога в Кутаиси.

Это уже наш город. Мы его знаем и даже любим.

Но в следующий раз, если и поедем в Кутаиси, то осенью или даже зимой.

Нам сюда уже не надо… А надо – в Боржоми. Сюда я готов съездить хоть завтра. Но поедем мы тоже осенью (наверное). Одним словом – когда-нибудь поедем.

Да, когда мы ехали обратно в Батуми, то увидели массу интересного. Впереди нас сидела молодая девушка и её мамаша. Девушка корчила рожи в телефон. И жутко меня этим напрягала. Мы отсели от столика. И оказалось, что сделали это не напрасно. Такая вот история.

На фотографиях – вторая наша поездка в Кутаиси, 28 июля 2022 года.