воскресенье, 10 июля 2022 г.

Поездка в Кутаиси – 2

Утром мы поднялись ни свет, ни заря. Спали неважно. У нас болели ноги от бесконечной ходьбы. Но что такое наши ноги? Разве они могут сравниться с теми впечатлениями, которые мы только что получили? Нет, не могут… Поэтому мы поднялись, позавтракали. И отправились дальше – изучать Кутаиси и его окрестности.

Впрочем, на этот раз мы хотели отправиться на маршрутке в соседний городок Цхалтубо, в котором до недавнего времени была куча санаториев. А теперь нет ни одного – кроме единственного, почти неживого санатория Министерства обороны.

Что лечили в этих санаториях? Разные болезни. Но в основном те, которые лечатся родоновыми ваннами. Здесь, в Цхалтубо, по соседству с Кутаиси, есть абсолютно уникальные источники, в которых люди пользуются минеральной водой. Эта вода насыщена родоном (он, к слову, лично мне противопоказан из-за слабого сердца).

Так вот, сегодня в Цхалтубо живёт меньше 12 тысяч человек. Это по самым оптимистическим подсчётам, то есть по переписи населения 2014 года. На самом деле жителей здесь ещё меньше – поскольку вся молодёжь переехала в Кутаиси и за границу. С этим Грузия живёт уже много лет. И никак не может побудить свою молодёжь остаться на родине. Где оставаться – если из 9 заводов, комбинатов, фабрик работает лишь… одна?

Мы на это дело посмотрели с другой стороны. Цхалтубо очень живописный город. Очень зелёный, с огромным количеством парков. То есть по нашему разумению – это место, где мы могли бы жить. Причём, вполне продуктивно – поскольку тут есть Интернет и мы могли бы работать.

В Цхалтубо мы приехали утром – пришли на другую сторону старого моста (который ремонтировался и, по сути, не работал – по нему лишь ходили люди, но не ездил транспорт). И сели в 30-ю маршрутку (нам показала эту остановку торговая женщина, у которой мы спросили – «чем можно выехать на Цхалтубо»).

Мы сели в маршрутку. Она ещё немного постояла. А потом двинулась из Кутаиси в Цхалтубо.

Дорога была недлинная – примерно такая же, как и у 31-й маршрутки в Батуми (от Ботанического сада до Хопы). И даже проще – поскольку город Кутаиси чуть меньше Батуми и здесь не так шумно, как в нашем городе.

Зато, когда маршрутка въехала в Цхалтубо, мы увидели огромные дороги, большие развилки для транспорта, абсолютно не занятые перекрёстки, поворот к пещере Кумистави (куда мы, собственно, и собирались добраться). И, наконец, мы приехали к конечной точке движения маршрутки – к городскому рынку и автовокзалу, где останавливались маршрутки (кстати, не только 30-е, но и других маршрутов).

Мы вышли из машины. И стали искать – кто нас довезёт к пещерам. Таксистам поначалу не поверили из-за цены (они запросили 20 лари за дорогу только туда, а обратно сказали, что стоит тоже 20 лари – итого получается 40 лари, что нас ни в коем случае не устраивало).

На вопрос – а где тут останавливается маршрутка до пещеры – они ответили, что «сегодня она не работает». Ага, не работает – не смешите нас… И нам всё-таки подсказали, как отыскать маршрутку. Мы её нашли. Поговорили с водителем. Он сказал, что нас только двое. И он поедет до пещер, если наберётся ещё хотя бы трое пассажиров. И стоить всё это будет не дороже 3 лари на одного пассажира. «Хорошо», - сказали мы. И стали прогуливаться туда-сюда.

Кстати, стояло теплое летнее утро. В девять часов мы приехали на рынок. Прогулялись мимо банков-магазинов и прочей ерунды. Посмотрели на сам рынок, который оказался очень небольшим – хотя здание под него было отстроено «ого-го какое». Потом купили себе четыре сочных персика. Съели их. Купили минеральной воды. Выпили её. Посидели ещё немного в самой маршрутке. И внезапно решили – пойдём-ка мы отсюда, поскольку пассажиров здесь днём с огнём. А время уже поджимало. Оставалось без десяти минут десять часов.

Мы вернулись к стоянке такси. И у первого же водителя поинтересовались, за сколько он нас отвезёт к пещерам. Сторговались на 25 лари, которые мы заплатим после того, как он дождётся нас у входа (точнее – у выхода). На путешествие по пещерам мы планировали потратить около часа времени. Короче, мы сели на эту машину и поехали к пещерам.

Теперь о самих пещерах. Вход в них оформлен так, что сразу и не скажешь, что это обычная прогулка по «пещере Прометея». Очень современное здание, в котором мы купили билеты (по 23 лари с человека). Потом дождались, когда народу наберётся человек 25-30. На это ушло ещё 20 минут. И в половине одиннадцатого перед нами открылся вход в пещеру – с сопровождающей нас экскурсоводшей (говорящей, кстати, на грузинском, английском и русском языках).

Экскурсовод – милая молодая женщина – сообщила нам, что протяжённость пещеры около полутора километров. Что у нас будет четыре остановки под землей, где она расскажет нам о пещерах. И что они были открыты лишь в 1984 году (здесь было названо имя первооткрывателя, которое я, извините, забыл).

Общая длина пещеры – 11 километров. Но для посещения доступна лишь часть в 1060 метров (полтора километра – это всё-таки слишком).

Потом мы спустились по широким ступенькам вниз. И… вошли в пещеру…

Всю дорогу мы поднимались и спускались по ступеням. И были очень огорчены – из-за этих ступеней. Я, к примеру, регулярно впадал в какое-то паническое состояние. Мне казалось, что я не вижу своих ног. И не знаю - куда и как наступать. То же самое примерно происходило и с Юлей. Но потом мы понемногу приспособились. И довольно бойко прошлись следом за группой (в которой были почти все молодые туристы из России).

Как мы восприняли саму пещеру? Вы знаете – она показалась нам настоящим волшебством. Я говорю абсолютно точно. Полный восторг! Такого я от обычной пещеры не ожидал… Но она и была весьма необычной!

Вся пещера была уставлена сталактитами и сталагмитами (одни растут из пола к потолку, другие, как сосульки, спускаются от потолка к полу). Все они подсвечены цветными огнями. И кое-где сопровождаются музыкой.

Впечатления потрясающие. Мы постоянно останавливались, чтобы сфотографировать то, что мы видели. И совсем не были уверены, что у нас что-то получится… Но у нас всё получилось! Юля всё-таки изумительный фотограф. Я говорю это – как автор книги по фотографии (было дело, я написал несколько таких книг).

Когда мы вышли из пещеры, то оказалось, что мы провели в ней чуть больше часа. Мы сели в автобус, что подвёз нас к тому месту, с которого мы стартовали. И здесь нас уже ждал таксист со своей машиной.

Пока я пытался передать ему пережитые чувства, водитель отвёз нас (по договорённости) к своей знакомой – которая сдавала квартиру. Мы познакомились с этими людьми. И убедились, что никто ничего сдавать не собирается (как и мы снимать – мы просто спросили о цене, и только).

Мы попрощались с водителем. Заплатили ему его 25 лари. И сели в микроавтобус, чтобы вернуться домой. Мы угодили на того же водителя той же маршрутки. Я так и не знаю – возможно, по этому маршруту она ездит всего одна. Во всяком случае, мы опять добрались до Кутаиси. И отправились передохнуть – поскольку ещё не закончили свои странствия…

Через полтора часа, проснувшись в своём отеле, мы вышли на улицу. У нас был план. Мы хотели прогуляться до центрального парка (где уже гуляли вчера). Посетить гимназию – в которой учился Маяковский (и где утром было полно народу – дети сдавали экзамены, а их родители с тревогой ждали результатов). Должны были заглянуть в магазин «Вайкики» (он тоже тут есть – мы купили там удобную сумочку на пояс для фотоаппарата Юли). И просто прогуляться по городу.

Но самое главное – нас интересовал Белый пешеходный мост. Старая канатная дорога, которая ведёт вверх – к парку аттракционов. И дворец, который находится внизу, у начала старой гимназии (да, там, где учился Маяковский).

Кстати, о Маяковском. Мы не увидели дома Маяковских, где родился сам поэт. Он находится в соседнем селе (теперь это город) Багдати. И мы туда не попали. Но памятник юному мальчику, каким был Владимир Владимирович в те годы, остался. Памятник этот, в общем-то, соответствует тому «пионэру-герою», каким изображен будущий поэт. Правда, отучился он в этой гимназии всего первые четыре класса. Потом отец будущего поэта внезапно умер от заражения крови. И семья перебралась в Москву, где Маяковский и продолжил своё обучение.

Возможно, памятник изображал Маяковского в одиннадцатилетнем возрасте. Я этого не исключаю. Но выглядит он на нём парнем лет 14-15, не младше… Впрочем - ладно. Главное – он есть. И память о великом русском поэте жива (хотя, признаюсь, Маяковский   не мой поэт и не поэт Юли, у нас другие вкусы).

Так вот, мы добрались пешком до Белого моста. И тут, наконец, увидели, что мостов, собственно, три. И они находятся рядом. Сначала идёт Безымянный мост. Потом идёт самый старый – Красный мост (он находится на ремонте). Потом идёт Белый мост. Возможно, есть ещё какие-то мосты через реку Риони, но мы их не успели (или не смогли) рассмотреть.

Белый мост – целиком пешеходный. Он частично устлан стеклянными панелями, по которым можно ходить и видеть внизу воду Риони. Он исписан надписями на грузинском языке (помните – «уста моря», это про Кутаиси). И здесь на перилах сидит металлический мальчик, который держит в руках две шляпы. Под одной из шляп я и сфотографировался.

Потом мы поднялись по канатной дороге наверх. И увидели очень неплохой парк для детей – с аттракционами. На одном из них – обзорном колесе – мы и прокатились. И я с огромным удивлением обнаружил, что Юля боится высоты… Обалдеть! С её-то опытом, с её способностями к спускам со скал. Но – что ты будешь делать?

Потом мы спустились их этого парка вниз (перед этим отфотографировав город сверху). Прошлись мимо упомянутого дворца, построенного (на минуточку!) в 1791 (если ни ошибаюсь) году. Посмотрели на старый платан, которому уже больше 800 лет (и где вершился суд над преступниками).

Потом была прогулка по дороге – мимо магазина «Вайкики», куда мы уже не зашли (поскольку были здесь на день раньше). Прошлись мимо парка, мимо центрального фонтана. Посмотрели фигурки – которые оказались не такими уж маленькими (а наоборот, были вполне увесистыми – хотя изображали золотые миниатюры величиной с половину мизинца).

Заглянули ещё раз в магазин – где взяли себе еды (в очередной раз, мы сюда захаживали регулярно).

Как хорошо вечером в Кутаиси… Как здорово, что мы приехали и посмотрели на эти чистые, очень уютные улочки старого города…

Прощай город Кутаиси! Отныне ты в наших сердцах. И мы будем ждать – когда подвернётся очередная возможность прогуляться по твоим улицам, заглянуть в музеи, полюбоваться твоими очаровательными театрами, побродить по паркам…

На утро, в пять часов, мы поднялись. Выпили кофе – который купили в магазинчике. Собрались и отправились в обратную дорогу.

Мы пешком дошли до вокзала – на это нам понадобилось минут тридцать. Потом мы купили билеты (снова за 2 лари до Батуми). И ещё двадцать минут дожидались своего поезда.

А потом, в 6 часов 20 минут - сели в него. И в 10 часов 20 минут сошли на станции Махинджаури – чтобы пересесть на наш 10-а автобус.

Вот и закончилась наша поездка. Волшебная, по-настоящему захватывающая, полная удивительным приключений…

Думаете, я что-то выдумываю? Нет, не выдумываю.

Это и есть - наша грузинская жизнь.

На снимках – наша поездка в Кутаиси, второй день 4 июля 2022 года. Город, который не получается выбросить из памяти. Совсем.