суббота, 9 июля 2022 г.

Поездка в Кутаиси – 1

3 июля, в воскресенье, мы встали, позавтракали и отправились на вокзал. Причём, на вокзал поехали не автобусом, а на такси – которое наняли внизу, на остановке перед началом туннеля. Мы подумали, что у нас две возможности отправиться в Кутаиси. Первая – поехать на микроавтобусе (2,5 часа пути, вроде бы всё хорошо, но мы переживали за свои ноги). И вторая – отправиться в Кутаиси на поезде (4 часа пути, тоже вроде бы неплохо, но наши ноги остаются вполне здоровыми). И мы, внезапно для себя, решили ехать в Кутаиси всё-таки на… поезде. Хотя мы не знали – как брать билеты, сколько они стоят и что нас ждёт в самих вагонах.

Отправившись на железнодорожный вокзал, мы внезапно угодили под проливной ливень. И что примечательно - Юля только что сказала водителю, что отныне в Батуми будет хорошая погода. И – ка-а-ак ливануло.

Мы еле добрались до вокзала. Но – добрались. Причём, совершенно не намокли – машина встала под лестницей рядом с вокзалом. Мы заплатили 20 лари (незапланированные траты). И вошли на вокзал.

Тут заметим – работали три кассы. Две – на Тбилиси (и тут народу было много). И одна, первая касса, на… Кутаиси?

Мы подошли в первую кассу. Народу здесь не было. Мы протянули деньги (Юля решила подстраховаться и протянула купюру на 100 лари). И нам вернули… 96 лари.

«Сколько-сколько?» – удивились мы. И оказалось, что полный билет в поезде «Батуми – Кутаиси» стоит… вы не поверите… Он стоит ровно 2 лари! 2 лари за четыре часа пути по железной дороге Грузии. Обалдеть.

Короче, мы заплатили 4 лари за два билета. Прошли ко второму пути (по подземному переходу). И тут сели в третий вагон… Но потом перешли в четвёртый вагон – в последний. Дело в том, что в третьем вагоне было три человека. Мне показалось это слишком. И мы перебрались в другой вагон – в совершенно пустой.

Потом в вагоне появились люди. Их было (дай бог, не соврать) человек пять или шесть. Или (может быть) семь. Мы заняли место напротив стола – с правой стороны. Потом оказалось, что вышедшее из-за туч солнышко осветило именно правый ряд. И мы перебрались в левый ряд – сев в стороне от стола.

Всего в поезде было около 40 двойных, роскошных, мягких сидений. Расстояний между сидениями столько, что мы запросто могли вытянули свои ноги. И до колен было ещё около полуметра. Роскошь, а не сиденья.

Да, все сиденья обиты мягкой тканью. У всех можно откинуть спинку. Можно поднять подлокотник. Можно даже уснуть – если откинуть спинку ближе к горизонтали.

В вагонах – в первом и в последнем – есть по туалету. С этим проблем не было. В каждом вагоне есть небольшая касса, где мы могли бы взять билеты (они тоже стоят по 2 лари – мы не могли в это поверить и несколько раз посмотрели на свои бумажные квитки).

Ровно в 8 часов 20 минут поезд «дуднул». И тронулся в путь. Мы откинулись на спинки сидений. И стали наблюдать за дорогой.

Тут следует заметить, что поезд останавливается на одну минуту на каждом полустанке. Он для того и предназначен, чтобы здесь останавливаться.

Первым полустанком (скорее – станцией) была остановка в Махинджаури. Вторая остановка – на входе в Ботанический сад, перед туннелем. Третья остановка – на небольшом пляже в Ботаническом саду. Четвёртая остановка – в деревне Чакви… Поезд останавливался. Потом трогался. И в него не входил (как и не выходил) ни один человек. Мы просто потихоньку ехали (развивая, между прочим, неплохую скорость). И останавливались у каждого камня.

Через час дороги, когда на небе разошлись облака, мы увидели станцию Уреки. И повернули в сторону Тбилиси. И так ехали до какой-то станции рядом с Кутаиси (я не запомнил её названия) – где поезд остановился, пропустил другой двухэтажный поезд, едущий из Тбилиси до Батуми. А потом мы поехали… в другую сторону. И двигались так минут десять – приехав, наконец, в город Кутаиси.

Что вам сказать о вокзале Кутаиси? Это совсем небольшой вокзал с четырьмя путями, которые заканчиваются сразу за вокзалом, метрах в ста от него. Нам он показался не самым современным, но вполне неплохим – учитывая количество поездов, отъезжающих отсюда (их, собственно, три или около того - два до Батуми, один, совсем небольшой из двух вагонов, идёт куда-то поблизости). Короче – первое впечатление оказалось немного смазанным.

Мы вышли на привокзальную площадь. И тут увидели штуки четыре пустых такси. Не было ни водителей, ни пассажиров.

Пассажиры поезда, человек тридцать, вышли на площадь. И часть из них двинулась к центру города. Мы отправились следом. Прошли около полукилометра – до первой остановки. И тут мы сели в маршрутное такси…

Этого момента я не запомнил. Вот не помню – и всё. Но Юля говорит, что мы сели в машину, проехали несколько остановок. И сошли с маршрутки возле грандиозного фонтана – который я потом долго рассматривал. Очень красивый фонтан. С большими «золотыми» фигурами, которые, как мы поняли, повторяют миниатюрные фигурки из настоящего золота, найденные при раскопках в этом же Кутаиси.

Кстати, сам город обладает очень почтенным возрастом. Говорят, что он существовал уже в седьмом веке до нашей эры. Но на деле он образован гораздо раньше. И это была одна из столиц древнего государства (точнее – одного из государств) Грузии. И в XI-XII веках здесь правил Давид Агмашенебели – царь Давид IV Строитель. Самый известный и наиболее почитаемый монарх Грузии.

К Давиду мы позже наведались – на его могилу, в Гелати, рядом с Кутаиси. Но это было позже. А пока мы добрались от центра города – от места, где находится фонтан – до нашего отеля на берегу бушующей реки Риони. То есть до того места, где находится женская медицинская школа, а при ней наш отель.

Помню – мне тогда всё это не сильно понравилось. И Юля тут же начала меня кормить (хотя перед этим, в поезде, мы съели по три кутаба и по котлете, но мне почему-то потребовалось что-то ещё). Короче, мы пообедали «чем бог послал» (а он послал нам колбасу, магазинный мацони, черный хлеб). И я, наконец, «подобрел»…

Вообще, это превращается в некую закономерность. Стоит мне не поесть, как я начинаю брюзжать. Всё мне не нравится, всё кажется каким-то не таким. А поешь – и всё выглядит нормальным и даже превосходным. Прямо-таки происходит некое чудо. Может, у меня желудок работает вместо мозгов? Выходит, что именно так.

Пообедав и чуточку набравшись сил, мы отправились… куда бы вы подумали? В Ботанический сад. Да, он находился на другой стороне реки – ровно напротив нашего отеля.

Мы отправились в Ботанический сад (специально пишу его с большой буквы – потому что сад этот очень нам понравился) по дороге, пешком. И я обнаружил, что автобусов в Кутаиси очень мало. «Их почти нет», – так думал я. И мы обнаружили их на следующий день, в понедельник. Причём, довольно много, хорошей марки («Оттован» - турецкие автобусы), новые и очень удобные для пассажиров. Такая вот особенность.

Да, так вот мы перешли реку Риони, которая неистовствовала после недели проливных дождей. И зашагали по дороге, ведущей вдоль реки.

Когда мы дошли до своего отеля – на другой стороне реки – мы увидели небольшой вход. Он находится напротив остановки, с которой мы потом уехали отсюда. Это вход в Ботанический сад.

Мы приблизились ко входу. И заплатили за билет… Сколько заплатили? По 1 лари. Больше здесь за вход не берут (а недавно вход в Ботанический сад был, вообще, бесплатным).

Потом мы вошли в сам сад… Что вам сказать? Тут есть абсолютно всё, чего я раньше не обнаружил в Тбилиси. Есть аккуратные, очень ухоженные дорожки. Есть надписи на всех деревьях (в Тбилиси они тоже есть). Есть пруд, в котором нет рыбок, но растут красивые растения. Есть туалеты – их два. И они какого-то деревенского вида, но очень чистые. Есть огромное дерево – как оказалось, метасеквойя. Она здесь одна. И посажена черти-когда. Есть роскошные цветы, среди которых очень приятно гулять. Есть старинный и очень маленький христианский храм – он находится внутри дерева. Очень необычная постройка. Есть амфитеатр с расположенными сидениями и небольшой сценой перед ними. Есть старинный дом, который на деле (не смотря на его оформление) оказался административным корпусом.

То есть в этом Ботаническом саду есть абсолютно всё, что должно быть. Есть, к примеру, роскошный колодец – из которого можно напиться воды. Есть скамеечки, на которых мы немного посидели. Есть ряды цветущих кустов.

Из сада мы вышли окрылёнными. В этом саду очень приятно находиться. И за ним точно также ухаживают люди – как и за нашим садом. По этой причине я ставлю этому саду большую пятёрку и называю его Ботаническим. Именно так – с большой буквы, поскольку он и есть – Ботанический сад.

Позже, уже в Батуми, нам рассказали, что у этого сада несколько странная судьба. Что здесь нет такого количества учёных, работающих в саду. Что до недавнего времени он давал совсем незначительный доход, который даже не учитывался работниками. И что этот сад, судя по всему, не оказывал на Кутаиси особого воздействия.

Я с этим не особенно согласен. Этот сад чуть меньше, чем батумский Ботанический сад. С этим не поспоришь. Но он есть. По нему гуляют люди. И он выполняет свою функцию – украшая этот древнейший город (один из самых первых, построенных людьми – как говорят историки).

Но, конечно – с батумским Ботаническим садом этот сад сравниться не может. Это абсолютный факт.

Мы вышли из сада. И остановились на остановке. Мы планировали добраться до храма Баграта, который возвышается над городом. Он стоит на горе. И дойти до него мы бы сами не смогли… Или дошли бы, высунув языки. Дорога сюда довольно долгая. И она поднимается серпантином, который проложен мимо частных домов.

Мы взяли такси – которое привезло какую-то женщину к Ботаническому саду. Немного с ним поторговались. И договорились на цене в 25 лари. За эти деньги таксист брался довезти нас до храма Баграта, потом отвезти вниз. И ещё довезти нас до другого памятника – до Гелати, где возвышается монастырь XII века, построенный самим Давидом IV Строителем.

По этой дороге мы и поехали…

О храме Баграта. Это грандиозное сооружение, которое было разрушено русскими и заново построено при Михаиле Саакашвили (пусть кто-то попробует на это возразить). Храм очень впечатляющий. Очень величественный. И он собирает огромное количество народу, который идёт сюда постоянно. Мы это видели сами.

Потом, после посещения храма Баграта, мы отправились в село рядом с Кутаиси. Это очень живописная местность, которая называется Гелати. И здесь находится древний Гелатский монастырь.

Очень впечатляющий памятник, в котором можно увидеть и сам монастырь, и источник воды (из которого дают попить всем, кто этого захочет – вода при этом очень и очень вкусная), и старинная обсерватория (да, она стоит на самом деле), и какие-то древние могилы (их тут достаточное количество).

Но нас более всего впечатлила могила самого Давида Агмашенебели – самого царя. Он похоронен у подножия Южных ворот. Каждый, кто заходит в монастырь, должен наступить на его могильный камень. От следов ног поверхность камня стала волнистой. Но старинная надпись на нём не стёрлась.

Возле могилы и возле самого монастыря огромное количество людей. В основном, иностранцев. И мы – пилигримы без родины… Удивительное зрелище!

В этот момент я окончательно влюбился в этот старинный город. Он стал моим городом. И мы точно смогли бы тут жить – несмотря на то, что этот город (как мы увидели на следующий день, переходя Риони по пешеходному Белому мосту) называют «уста моря». Превосходное поэтическое определение этого города.

Да, кстати, в Кутаиси сейчас заседает парламент Грузии. Недавно он переехал сюда из Тбилиси. Я узнал об этом совершенно случайно.

И ещё – в городе находится огромное количество памятников. Их просто невероятное количество. И здоровенный театр… Как оказалось, два театра. В одном ставили «Золушку» на грузинском языке – и в этот день, в воскресенье, сюда пришли люди, чтобы посмотреть спектакль. И второй театр – оперный. Огромный, очень старый, очень презентабельный.

Возможно, в Кутаиси ещё больше театров, я не знаю. Но тут есть музей кинематографии (в который мы заглянули с улицы). Есть старая гимназия – где начинал учиться Маяковский (настоящий, как он считал, грузин, умевший говорить по-грузински, хотя его отец был выходцем из запорожских казаков, а мать из кубанских казачек).

Есть здесь и роскошный, очень уютный городской парк, где мы прогулялись и в первый день, и во второй…

Но всего не опишешь. Мы устали. Мы устремились домой. И дома – в своём маленьком отельчике – уснули, чтобы на следующий день начать всё сначала. То есть продолжить знакомство с этим старинным городом – столицей Имеретии.

Вечером, засыпая, я повторял – «Кутаиси, Кутаиси»… И – не верил сам себе.

Я был в том самом древнем городе, куда приехали аргонавты! Именно сюда, я был в этом уверен. В старую, древнюю Колхиду.

На снимках – наше путешествие по Кутаиси, 3 июля 2022 года.