суббота, 5 декабря 2020 г.

Зима в Аджарии

У нас началась зима… Точнее, у нас продолжилась осень. Причём, самая что ни на есть тёплая. Днём температура воздуха поднимается до плюс 15-17 градусов (вчера была, к примеру, плюс 17). Ночью прохладней, но тоже не холодно. Мы, во всяком случае, ничего такого не замечаем. И на небе появляются звёзды… Не очень много (поскольку небо подсвечивается городом и морем), но всё-таки не так, как в Москве.

Вообще – температурный режим такой, что так и хочется назвать его «райским». Хотя – почему именно назвать? Он и есть райский. Просто в нашей христианской традиции демонстрировать надо, прежде всего, различные недостатки. А достоинства - вылезут и сами.

Кстати, о недостатках. Недавно в лифте мы познакомились с грузинской женщиной. Не знаю – почему, но она приняла нас за застрявших в Батуми русских туристов. И стала жаловаться на жизнь в Грузии. Что власти (сволочи – понятное дело) стараются выжить всех, кто не может зарабатывать. Что плохо лечат, что придумывают дурацкие ограничения… Вот другое дело – Россия. Там людей любят, заглядывают им в рты, стремятся удовлетворить каждое их желание.

Я, признаться, некоторое время терпел. Ничего ей не говорил. Даже поддакивал. Потом не выдержал и рявкнул: «Только мы там жить не можем!» И… тему продолжать не стал.

Женщина испугалась. Посмотрела на меня. И неожиданно сказала: «Тогда… добро пожаловать в Батуми!»

Дело в том, что она ехала в свою квартиру – во вторую, в ту, которую пару лет назад купила. Значит (подумал я) у неё есть средства, чтобы жить. И она явно не бедствует. Просто поддаётся вот этим упадническим настроениям.

Кстати, она сослалась на то, что не доверяет лифтам. И по этой причине у неё нет жетона, который позволяет ездить на лифте вверх и вниз. Мелочи тоже нет. По этой причине она попросила нас отвезти её на 15 этаж. Мы и отвезли…

Это один, но далеко не единственный случай, когда нам пытаются угодить, но в результате всё портят своими настроениями. 

Говорю ещё раз (если кто читает мои посты). Я очень рад жить в прекрасном городе Батуми! Я считаю Грузию очень перспективной страной с очень хорошим экономическим потенциалом. Надо только немного напрячься – чтобы наладить экономику (или потерпеть – если говорить о конкретных людях). Всё будет очень хорошо – поскольку это, действительно, рай земной. И не стоит ностальгировать по старому Батуми. Да, город был неплох. Но с новым Батуми он не сравнится. 

И ещё – все эти упаднические заявления ничего на самом деле не стоят. Попробуй, попытайся отнять у этих людей то, что у них есть – квартиры, машины, участки, мандариновые сады. И оставь их совершенно «голыми» - без всего, что так или иначе составляет их жизнь. И ты услышишь совсем другие речи – о том, какой Батуми успешный, какой хороший город. И о том, что живётся им, в общем-то, неплохо. Надо только дождаться, когда всё-таки запустится нормальный туризм. И в Батуми приедут туристы… С этого всё и начинается.

Вместе с тем, я очень рад тому обстоятельству, что рядом с нами, практически, нет речевого барьера. Я давно заметил – когда мы идём с Юлей, люди переходят с грузинского языка на русский. И это удивительно слышать – поскольку грузинский язык является их родным, в отличие от русского. Но… поди ж ты. Люди переходят на русский язык только потому, что рядом оказываемся мы. И в этом я вижу знак особого почтения, к которому никак не могу привыкнуть.

Грузины стараются нам помочь – когда мы спрашиваем, куда идёт тот или иной автобус (мы делаем этой всё реже, поскольку город совсем небольшой – около 169 тысяч населения, меньше, чем в каком-нибудь районе Москвы). Иногда они ошибаются. И говорят не то, что мы хотим услышать.

Однажды, летом, мы дошли до морского порта пешком – по улице Чавчавадзе. И собрались проехать обратно на автобусе. Выбрали какой-то с номером (кажется) 3. Спросили – куда он идёт? Поедет ли до магазина «Карфур» (мы тогда жили недалеко от «Карфура»)? И услышав ответ – сели в него.

Но автобус тут же повернул на боковую улицу. Он ехал по параллельной Чавчавадзе улице, причём, довольно далеко.

Женщина, сообщившая нам о том, куда едет этот автобус, сделала удивлённые глаза. Мол, как это так – я думала, что он едет не туда. А он, оказывается… Мы поблагодарили её. И на ближайшей остановке вышли. Она же отправилась в свою дорогу – наверное, домой. И мы знали, что ей было очень неловко. Она дала нам неверную информацию… Хотя на деле всё было правильно. Мы просто не поняли друг друга.

Кстати, когда нам говорят не то, что мы хотим услышать, мы осознаём, что дело в недопонимании. По этой причине Юля напрягает все свои способности. И заучивает целые фразы… Но недавно оказалось, что фраза «мой муж не русский, а молдаванин» по-грузински выглядит совсем не так, как заучивала Юля. И надо говорить чуть длинней – «мой муж русский не есть, он есть молдаванин» (на грузинском языке, конечно).

Что касается меня, то я до сих пор теряюсь. Могу высказать какое-то мнение, но… только Юле (которая меня понимает). И выучить грузинский язык для меня всё равно, что выучить английский или тайский. То есть совершенно невозможно… Но мы, тем не менее, общаемся с местными. И добиваемся очень хороших результатов.

Каждый день мы выходим прогуляться по Батуми. Идём по новому бульвару. Потом переходим на старый бульвар (они перетекают друг в друга, являясь продолжением другого). Заходим в парк – в старый бульвар. Идём по дорожкам, которые кажутся нам уже не такими длинными (они и в самом деле не такие уж и длинные – километра три, не больше). Каждый день пьём кофе (я выпиваю стаканчик «американо» без сахара, который мне готовит уже другая женщина – умница и очень хорошая кулинарка, Юля не пьёт ничего – ей не нужен кофе). Попутно мы осматриваем фонтаны (которые, кстати, в последнее время стоят совершенно без воды). Смотрим на новогодние украшения – над бульваром рядом с колоннадой повесили крышу из ажурных гирлянд. Вечером они загораются… Но мы, к сожалению, этого не видим.

Потом мы идём либо в порт. Либо просто поворачиваем на улицу Горького или Парнаваза. И таким образом возвращаемся домой.

Вся дорога занимает от трёх до трёх с половиной часов. Идём мы медленно, рассматривая все достопримечательности. Хотя уже знаем – что у нас будет на пути. Вот бакалейная лавка на улице Парнваза. А перед ней – домик архимандрита (кажется так он называется – извините, я не верующий). А рядом – большой многоквартирный дом, в котором живут люди…  

Кстати, об этом доме. Он современный. И состоит из двухкомнатных и трёхкомнатных квартир. В доме восемь этажей – значит, есть лифт. И лифт этот установлен в нише, отделанной сверху стеклянными окнами. Очень необычный получается дом.

Недавно мы сидели на лавочке и смотрели на этот дом. И видели открытые балконы, окна с занавесками. И нигде, абсолютно ни в одной квартире, мы не видели обычного для советского быта мебели… Ковров на стенах мы и не высматривали – в этом восточном городе они на стенах не висят, только на полу (как и положено). Но какие-то детали стенок, диванов, осветителей, наконец… Ничего. Абсолютно – ничего.

Это бедный дом – решил я. Но рядом с ним припаркованы ничего себе автомобили… Как разобраться – кто тут живёт?

А разобраться можно очень и очень просто. Батуми – город жаркий. И город, в котором люди проживают всю жизнь – от мала до велика. От рождения до смерти. По этой причине в старых домах через окна можно увидеть предметы мебели – в основном, старой или старинной. Но в новых домах ничего этого нет. Сюда не везут старую мебель. Или скажем так – её везут сюда неохотно.

В магазинах (в мебельных) есть абсолютно всё, что только ни пожелаешь.  Знаем целые комплексы из магазинов, где торгуют дизайнерской мебелью из Белоруссии. Но в основном мебель производится в Турции. Турецких товаров здесь очень и очень много. Причём, очень дешёвых и очень качественных. 

Далее – машины… С машинами у меня вышла промашка. Да, я считал, что грузины покупают, в основном, подержанные десятилетки и двадцатилетки. И они есть – эти автомобили. И есть целые магазины, где можно выбрать себе такой автомобиль.

Но надо признать – грузины остаются грузинами. И покупают себе такой транспорт, на который обычно нет денег. Влезают в большие долги, занимают деньги (здесь это делается очень просто – просто и отдаётся). И покупают себе настоящий новый «БМВ», «Порше» или «Гелендваген» (я называю самые дорогие автомобили). И трудно разглядеть – когда этот «Порше» выпущен, десять лет назад или только что. Эти машины находятся вне времени. Они – вечные…

Но есть и другой тип машин. Их очень много. И они на порядок дешевле новых автомобилей. Если машина стоит, к примеру, 30 тысяч долларов, то десятилетка такой же модели продаётся за 3-5 тысяч. А двадцатилетка – за 1,5-2 тысячи. 

Я не знаю этих цен. Но думаю, что ошибаюсь ненамного.

Так вот – эти машины выглядят точно также, что и новые автомобили. Только… у нет них бамперов. А под бампером у автомобиля находится много чего – от радиатора до системы тормозов, от части подвески до каких-то проводков. 

Почему у автомобиля нет бампера? Да потому, что его разбили! Кто разбил? Такой же олух, что подъехал сзади и не смог затормозить…

При этом я не помню ни одного случая, когда мне пришлось бы долго ждать на переходе. Нужно просто подойти к краю дороги и вежливо подождать. И, я вас уверяю, первая, вторая или третья машина вежливо затормозит. И вас пригласят перейти дорогу. 

Седые волосы – вот моя карма. Она позволяет мне переходить самые оживлённые участки улиц. Надо только держать в голове – что ты не главный здесь. Ты подчинённый. И, уверяю, вы поразитесь тактичности и вежливости грузинских водителей. И просто забудете обо всех особенностях вождения в этой стране. Вы пожилой человек. Вам и дорога!

О наших «чипушках»… Мы по-прежнему покупаем дешёвый корм для собак и кошек. И кормим им всех, кого видим рядом с туристами (или с населением – поскольку туристов сейчас нет). Так вот – корм хороший. Его у нас дважды ели полудикие кошки, живущие в домике между бульваром и улицей Руставели. Мы насыпали им корма. И они вывалили из незапертой прихожей всей толпой – кот, кошка и трое котят.

Когда мы во второй раз подошли к этому месту, выглянул кот. Он посмотрел на нас и требовательно мяукнул. Мол, что же вы, этакие люди, с кормом-то опаздываете. А когда мы снова им насыпали хорошую порцию и отошли в сторону, к корму подбежала вся толпа кошек. И мы увидели, что их чуть больше. И котят уже было не три, а… четыре. 

Может, соседский котёнок присоседился к кошкам? Может. Но вряд ли. 











 

На снимках – город Батуми. Волшебный, очаровательный город, где живут замечательные люди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий