воскресенье, 20 декабря 2020 г.

Снова о «чипушках»

Каждый день мы выходим на прогулку и постоянно встречаем заинтересованные взгляды. На нас смотрят собаки и кошки. Собаки – с надеждой на общение, на утреннюю кормёжку, на доброту, наконец. Кошки – с презрением, которое граничит с признанием. И не сразу поймёшь, где и что. 

С «чипушками» наша жизнь превращается в сплошное приключение. И ты толком не знаешь – кого встретишь по дороге. Будет это либо молодой, весёлый пёс. Или битый жизнью и знающий, что такое человеческая верность. Но с любым из них можно пообщаться, покормить его, погладить… Нельзя, разве что, обидеть. Это попросту запрещено – особенно туристам.

Правда, туристов сейчас раз-два и обчёлся. Нет туристов в Батуми. Нет их и в Грузии. Вместо туристов есть местные жители (или почти местные жители, которые стали таковыми из приезжих туристов).

Однако, всё определяет отношение к собакам. Есть люди, которые собак не бояться – даже напротив, любят и привечает их, как мы. И есть люди, которых собаки ненавидят… Почему – непонятно. Они такие же добрые, такие же заботливые. Но – поди ж ты.

Есть ещё одна когорта людей – те, что собак не любят в принципе. Но их, как правило, очень мало. А в Грузии почти нет совсем. Грузины же за редким исключением собак любят. И кормят их – добиваясь того, что собаки ходят сильно раскормленные.

Оно вполне понятно – почему. Попробуй завтракать раз пять в день, а потом ещё и обедать, и ужинать по стольку же раз, и ты забудешь, что такое стройная фигура. Это я говорю совершенно точно (особенно с опытом применения нашего сухого корма, который ест далеко не всякая собака).

Что касается корма, то я скажу следующее. Это очень хороший корм, который мы покупаем у знакомого продавца в магазине. Тот человек, зная, что мы постоянно берём корм только у него, сам выбрал его для нас – полагая, что собакам он будет как раз по душе. Но… не тут-то было. Корм, в общем-то, приходится им по вкусу. Но едят они его не всегда. Чаще просто понюхают, помашут хвостом. И всё – на этом наше знакомство переходит в непродолжительное приятельство. И собака сопровождает нас на прогулке до какого-нибудь большого магазина (куда мы заходим) или до какого-нибудь дома (где ему кто-то предлагает то же самое – сухой корм). 

Этот финт с кормом научил нас давать собаке сначала попробовать его. А потом, когда она его съест, давать побольше. То есть кормить её в два приёма. Вот тогда всё у нас получается. Хочешь есть – поешь. Не хочешь – корм достанется другим собакам. Всё честь по чести.

Меня постоянно поражает ум этих существ. Несколько раз собака понимала, что мы её снимаем на камеру. И вставала (с её точки зрения) в такие позы, в которых выглядела, как наша, хозяйская собака. Потом, когда съёмка заканчивалась, собака уходила от нас прочь. Но в тот момент вроде как испытующе на нас смотрела – возьмём мы её или нет? Ведь отказаться от такой красоты надо суметь. И не откажешься – когда посмотришь, как она умеет лаять. И какой это ценный пёс в плане охраны. И вообще…

Но мы всегда кормим собак, общаемся с ними. И с легкостью с ними расстаёмся - чтобы не привыкать. Этому мы научились ещё в Таиланде (я много раз рассказывал об этом).  Постоянно дружили с разными псами – например, с серым, похожим на лайку… Очень, кстати, хороший пёс. Он прирождённый артист. И мы это очень оценили.

Потом, когда мы три года жили в Чонбури, у нас были другие собаки. Но память о сером (мы так и звали его - Серый) оставалась в нашем сердце. И нам не хватало этого жизнерадостного пёсика…

В нашей жизни случались всякие моменты. И псы никогда нас не подводили. Например – грузинский пёс по кличке Купата, сделавший себе имя на том, что он сам переводил детей через дорогу к парку «6 мая». Этот пёс – бывший кобель. Потом его кастрировали (то есть оскопили), повесили на ухо чип. И он стал «чипушкой», которая живёт во дворе одного дома. Сегодня на этом доме нарисована сама Купата (очень хорошее граффити, которое выполнено художниками группы «Нико»). И у неё есть свой домик, установленный волонтёрами.

Но сама Купата здесь не живёт. Она поселилась в доме у одной девочки. И это правильно – поскольку собака очень умная (можно сказать «ума палата»). И она сделала себе имя – на всю планету. И заодно отрастила живот (её лечат сейчас от ожирения, поскольку все «чипушки» так или иначе от него страдают).

Пожелаем этой девочке и её псу Купате отличного здоровья. И долгих лет жизни. Мы очень рады за неё (хотя видим собаку гораздо реже, чем раньше). Это очень хороший исход, который мы «чипушкам» дать, увы, не можем…

Но мы стараемся. И по-прежнему кормим их из наших рук. Но… не только собак. Есть ещё и кошки – которых мы обожаем.

Кошки сильно отличаются от собак. Они ориентированы не на людей, а на себя. По этой причине если котёнок родился на улице и на улице живёт, он может вырасти совсем нелюдимым котом (или кошкой – но это реже). В этом случае он может подойти и поесть из ваших рук. И даже дать «погладиться» – в качестве компенсации ваших притязаний. Но не более того. Других вариантов с кошками совсем немного.

Впрочем, нам постоянно попадаются какие-то приветливые коты и кошки. Они охотно идут к нам, принимают поглаживания, принимают пищу, едят… А потом задирают хвост и идут по своим делам. Такой привязанности к людям, как у большинства собак (кроме, действительно, обиженных на людей – что в Батуми очень большая редкость), у них нет. А есть лишь добродушное и несколько невежливое обращение с людьми – то, за что я этих кошек и люблю.

Как они ведут себя с собаками? Как со сволочами, которых надо терпеть. Это основа их поведения. Плюс некоторые вольности – которые мы наблюдаем у разных кошек.

Например, мы знаем одну кошачью семью – кота, кошку и трёх котят. Мы их подкармливаем постоянно – насыпая им корм. И они уже выскакивают, заслышав наше русское «кис-кис-кис». Причём, в последний раз мы увидели другого кота рядом с кошкой. Не знаю – возможно, эта кошка изменила своему котяре. А возможно, и нет.

Так вот – эта семья охотно есть то, что мы им насыпаем. Но до сих пор ни кошка, ни кот, ни котята к нам ни разу не подошли. Они ждут, когда мы насыплем корма. Потом – когда отойдём на приличное расстояние. И лишь затем начинают есть – сначала котята и кошка, потом коты (или кот – поскольку со вторым мы ещё не познакомились).

Думаю, мы этим кошкам никогда не станем родными людьми. С кошками этого вообще не бывает. Собаки – другое дело. В собаках живёт ориентация на человека. Они, вообще, созданы природой таким образом, что человек для них почти бог (за исключением их прародителей – волков, которые на людей не ориентированы).  

Очень интересно наблюдать за собаками, когда они веселятся. Когда безобразничают, когда бегают и прыгают вокруг тебя. У них очень лёгкие характеры. И абсолютная открытость. Да, они не могут долго злиться. Но в то же время их можно разозлить (скорее – испугать) своим агрессивным разговором.

У меня много раз такое было. Иду однажды по Таиланду – разговариваю о каком-то безобразии. И вдруг одна собака, которая в жизни ни разу не слышала русской речи, накинулась на меня. Её насторожила моя интонация, в которой оказалось слишком много агрессии… Вот так досталось и мне – тому, кто собак ни разу в жизни не обижал.

Такое со мной иногда случается. И по этой причине я свои эмоции научился сдерживать. На прогулках – особенно. И мы идём гулять всегда в хорошем настроении. Другого не подразумевается…

О котах могу сказать следующее. Завоевать их доверие довольно тяжело. И оно, это доверие, длится недолго – если ты не появляешься рядом с котом на следующий день или позже. 

Но посмотрите – какая получается штука. Идём мы однажды по улице Парнаваза. Подходим к углу дома. И видим, что на приступке, там, где цокольный этаж переходит в первый, сидит кот. Прямо под моей рукой – которой я не удержался и огладил его сверху. Шёрстка у этого кота прямо-таки шёлковая. И очень приятная на ощупь. И кот, едва открыв глаза, тут же замурчал – хотя был серьёзным взрослым котом (а не малолетней кошечкой). Я это оценил.

Да, и ещё – он сидел мордочкой к будке, которая стояла тут же – в полутора метрах от него. И в будке жила какая-то собака. Внутри неё было чисто и лежала какая-то еда. Правда, собаки в будке не было (они приходят ночевать сюда лишь вечерами – поскольку на них нет ни ошейника, ни шлейки). Такая вольность – я имею отношение кота к той будке. Он задремал, когда хозяйка будки куда-то отлучилась. Такая вот связь (у которой, впрочем, нет какого-либо подтверждения).

Коты и особенно кошки – моя давняя страсть. И страсть грузин – я это вижу. И очень это ценю… Кстати, мы очень давно не видели своего котика – который Буржуй. Того самого, что сидит перед лавкой с разными вкусностями (с кошачьей точки зрения). Его знают все соседи хозяйки лавки. И он постоянно живёт сразу у всех них – по очереди посещая их семьи и подъедая то, чем с ним делятся. 

Кстати, когда мы спросили его кличку, то хозяйка лавки сказала, что его зовут просто Кот. А то, что он Буржуй, сказала другая женщина, подошедшая на наш разговор… И действительно, Буржуй и есть. С «буржуинским» интеллектом и с «буржуинскими» замашками. Настоящий аристократ.

Нас он принял почтительно. Не выказывал какого-либо подобострастия. Просто приветливо кивнул головой, когда мы наклонились, чтобы погладить его по шёрстке. И выгнул спину, оттопырив свой хвост – когда рука прошлась по спинке.

Очень хороший, очень спокойный котик… Что с ним стало? Ничего особенного. Он просто гуляет там, где не гуляем мы. И не особенно расстраивается – когда нас не встречает. Мы для него такая же экзотика, как и, допустим, приплывающие на кораблях в Батуми моряки. Они тоже сейчас редкое явление (из-за коронавируса)…

Возвращаясь к собакам, скажу, что ни одного случая неприятного, который бы так или иначе был связан с «чипушками», мы попросту не ощутили. Наоборот, всё получается очень ровно, очень хорошо. Мы привечаем их. Подкармливаем. Даём им позавтракать или пообедать. Ждём – пока они наедятся. И идём с ними гулять. 

Иногда они грустно прощаются с нами (не в силах куда-либо пойти после сытного обеда). Но чаще трусят за нами прикасаясь мордами к рукам… Я очень люблю такие моменты. И Юля – тоже.

Да, они не расстраиваются – если мы вынуждены уйти. Я думаю, что таких случаев с «чипушками» и быть не может. Они приветливые, немного дурашливые создания, у которых, к сожалению, нет хозяев… 

Или они, эти хозяева, есть? Это мы – залётные туристы. Те самые – Юля и я. Два сапога – пара.











          На снимках – наши «чипушки». Сколько я ещё о вас расскажу…

Комментариев нет:

Отправить комментарий