воскресенье, 13 декабря 2020 г.

Батумские рассветы

Каждый наш день начинается следующим образом. Мы просыпаемся. Потягиваемся. И смотрим в окно. Если на небе нет облаков (это как правило), то день обещает быть благополучным. Но если есть облака (что случается реже), то в любом случае день будет благополучным. Потом мы немного нежимся. Потом встаём.

Так происходит каждый день, без вариантов. То есть между тем, как мы открываем глаза, и между тем, как мы встаём – есть некий промежуток времени. Сегодня, в воскресенье, мы, к примеру, долго валялись в кровати. И вели необязательную беседу. О чём говорили? Не могу толком вспомнить… Так, ни о чём.

Это происходит каждый день на протяжении вот уже… почти десяти лет. Точно говорю. И всякий раз я одёргиваю себя. Не может человек быть таким счастливым… Не может, но – тем не менее.

Чем нынешние рассветы отличаются от прежних рассветов – тайских? Ну, прежде всего, они не такие ранние. В былое время рассвет наступал в шестом часу утра. Зимой – часов в шесть или в пятнадцать минут седьмого. И всё. Вариантов получается немного.

Сегодня рассветы значительно более поздние. Сегодня рассвет в Грузии мы встречам в восемь часов утра. Да – в восемь (а не в семь или, прости господи, в шесть). Летом другое дело. Летом мы встаём раньше. Часов, наверное, в половине седьмого. Или даже в семь. 

Точно сказать трудно – поскольку в мае месяце по утрам мы слушаем соловьёв (точно говорю – слушаем). А потом – собираемся на прогулку в Ботанический сад. Или просто поработать.

Что мы делаем по утрам? Завтракаем. Но завтрак у нас делится на две составные части. Именно здесь, в Грузии, мы начали в первую очередь есть мацони. То есть съедаем по стакану мацони и около часа работаем. Потом Юля прекращает работу. И мы завтракаем. Съедаем по паре жаренных яиц и по куску сыра (имеретинского, реже сулугуни) с хлебом… Перед этим хлеб покупаем для Юли в пекарне. А для меня печём – из льняной муки (из-за диабета).

Короче – ничего особенного (помимо необыкновенного личного счастья, вспомнить абсолютно нечего). 

Так вот – возникает вопрос – как наступает эта удивительная пора, батумское утро? Батумские закаты – это понятно. Очень красиво (но мы их почти не наблюдаем – из-за того, что спать ложимся пораньше). Ну, а рассветы? Чем примечательны они?

Здесь надо сказать, что окна наши выходят на горы, не на море. То есть на восток, а не на запад. И поэтому закаты нам не особенно видны. Другое дело – рассветы. Их мы видим каждый день.

Более того, поскольку наши окна выходят на солнечную сторону, днём мы выключаем отопление. Нам тепло и так – без обогрева. А вот вечером и ночью – другое дело… Хотя и вечером, и ночью температура не опускается ниже пяти градусов (сегодня днём – аж до плюс девятнадцати, с ума сойти!).

Мы очень рады тому, как природа обходится с городом Батуми. Да, Батуми со временем сильно изменился. И сегодня уже не увидеть улиц Горького (это улица Горгиладзе), Энгельса (Меликишвили), Ленина (Константина Гамсахурдия). Но, с другой стороны, в городе нет и улицы Сталина (ну его к чертям собачьим, хотя сейчас это улица Мемеда Абашидзе). 

Так вот – улицы переименованы. И слава богу, что переименованы. Конечно – рассматривать старые фотографии батумских улиц забавно и даже полезно. Но жить там мы бы, наверное, не смогли. Кто бы нас пустил в этот закрытый город?

С другой стороны – какое отношение имеют к городу Батуми имена Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (два раза тьфу на него)? Абсолютно никакого. Эти люди (разве что за исключением Сталина-Джугашвили) в Грузии никогда не были. И вряд ли представляли себе – что это за страна. По этой причине мы с удивлением узнаём, что эта улица носила название Карла Маркса, а эта – Фридриха Энгельса. Как говорится, «Карл Маркс был видным экономистом, а тётя Сарра – главным экономистом…» Но это так, мои размышления…

Так вот – по утрам Батуми начинает просыпаться. Глубокие тени начинают проступать на его небоскрёбах (а у нас тут полно именно небоскрёбов – новых, только что построенных и совершенно пустых из-за отсутствия туристов). Начинают ездить автомобили. И город потихоньку приходит в себя – начинает просыпаться.

Этот промежуток времени – между рассветом и временем, когда город полностью проснулся – меня больше всего и интересует. 

Как это происходит?

Во-первых, этот момент надо уловить. Если на небе есть луна (а её бывает, что и нет), то это особое зрелище. Луна бывает большой (или почти полной). Бывает и маленькой. Так вот – когда она маленькая, её «рога» задраны кверху. И это для нас удивительно – поскольку в Москве луна другая. И «рога» её свёрнуты в бок, а не задраны кверху.

Во-вторых, на небе есть звёзды – но только то того момента, пока не начинается рассвет. О звёздах могу сказать – мы часто видим Венеру. Она висит на одном и том же месте (по утрам). И тускло мерцает на нашем небосклоне. Рядом с Венерой есть ещё звёздочки помельче. Они не такие яркие, как Венера. Но тоже, в общем, ничего. Это на самом деле не звёзды. Это гелеостационарные спутники, у нас на них настроена спутниковая антенна (которой мы ни разу не пользовались – не нужна она нам). Так вот – когда восходит солнышко, спутники исчезают. Их попросту не видно. И небо предстаёт девственно чистым.

В-третьих, перед нами встаёт массивный горный хребет… Это сам Кавказ. Но на деле это вовсе не горы. Это, можно сказать, холмы высотой до полутора километров. Настоящие горы (трёхтысячники) выступают на заднем плане.  По утрам они становятся видны (если в воздухе нет дымки).

Названий этих гор я пока не знаю. Но предполагаю, что ближние из них довольно давно обжиты. В горах эти есть селения, которым больше лет, чем городу Батуми. (А городу Батуми, на самом деле, уйма сколько лет). 

Я говорил, что Грузия очень древняя страна? Так вот – Аджария ещё древнее. 

Когда первые лучи солнца освещают вершины гор, в воздухе начинает витать призрак рассвета. Нет, это ещё не рассвет. Он наступает чуть позже. А пока свет от лучей солнышка освещает склоны гор. И становится видно, что эти склоны очень и очень живописны. И даже, пожалуй, прекрасны… Настоящее чудо!

Впрочем, настоящие чудеса наступают позже – когда солнышко чуть понимается и освещает лесные дали, расположившиеся на склонах гор. Сейчас, в начале зимы, кажется, что склоны гор окрашены золотистыми красками. На самом деле они окрашены в красные и жёлтые цвета. Это осенние листья, которые покрывают деревья. Очень живописные картины.

Однако, сам Батуми остаётся зелёным даже тогда, когда в него приходит снег… Это случается не каждый год. В прошлом году был момент, когда в городе выпал снег. Выпал, полежал чуть больше половины дня. А потом растаял.

Иногда снега не бывает годами. Какой снег – если температура воздуха днём поднимается до плюс 5-7 градусов? И это самые холодные дни года. 

Так вот – снег этот бывает ежегодно, но не в самом городе, а в горах. Он лежит на вершинах и склонах гор – несмотря на то, что они относительно невысокие.  В долине, рядом с берегом моря, в Кобулети или в Батуми, очень тепло. Растут платаны (они зимой облетают) и эвкалипты (они остаются зелёными). А в горах – если отъехать к вершинам гор, на небольшое расстояние, лежит снег… И это очень дивное зрелище.

Потом встаёт солнышко. Пригревает землю. И начинается новый день – в городе Батуми и его окрестностях.

Окрестности Батуми – это многочисленные сёла, от Гонио до Махунцети. И ещё десятки, если ни сотни наименований. Все они немного друг от друга отличаются. И все немного похожи.

В сёлах есть высокие пятиэтажные дома – построенные ещё при советах. И есть частные дома, в которых живут люди.

Как они живут – отдельная песня. Но в целом – очень хорошо живут. Мы это видим и немного этим людям завидуем. По-доброму, конечно.

Каждый день утро я начинаю с того, что говорю себе: «Надо идти гулять…» Но потом успокаиваюсь. Куда идти – если у тебя есть работа? Вот напишу всё – и пойду гулять.

Но это – «напишу» – тянется до второй половины дня. И мы освобождаемся только часам к двум, а то и к трём. Время для прогулок очень хорошее. Но всё-таки не то, как мне хотелось бы.

Между прочим, по утрам магазины Батуми, практически, не работают. Работать они начинают часам к одиннадцати, а то и к двенадцати. Это по батумским меркам и есть утро (то есть наш рабочий день). Это одна из странностей города Батуми, к которой мы с трудом привыкаем.

Другая странность – необязательность местного населения. 

Недавно с нами произошёл один случай. Мы обратились к одному хорошему человеку за помощью. Попросили совета – как нам быть в связи с истечением срока нашей визы. Он посоветовал обратится в «Дом Юстиции». Но сказал, чтобы мы ничего сами там не говорили, а пошли с ним. Он, дескать, всё разузнает – как нам быть. И мы позже примем решение, получать ли нам тут гражданство (точнее – вид на жительство) или делать этого всё-таки не стоит.

Мы очень хорошо пообщались с этим человеком. Он записал нас в очередь – на 10 часов 45 минут, в понедельник (поскольку мы были у него в пятницу). И мы расстались – понимая, что мы ухватили «свою синюю птицу».

Синюю птицу? Как бы не так. Мы пришли к «Дому Юстиции», как и положено, в половине 11 утра. Прождали час. Позвонили этому человеку. И, ничего не добившись, ушли прочь – полностью расстроенные и недоумевающие, что ж произошло…

На следующий день этот человек нам написал (в «Фейсбук»). Он рассыпался в извинениях. Оказалось, что он… попросту забыл то, о чём нам говорил.

Мы снова записались в очередь на среду – на десять утра. Прибыли к «Дому Юстиции» и посмотрели, как он работает. Это совершенно чудесное заведение, где можно сделать любой доступный населению документ – чего бы мы ни добивались.

Да, этот человек не смог чем-то нам помочь. Но мы обрадовались – услышав от специалиста (по-грузински), что мы можем спокойно досидеть свой срок в Батуми. А потом – когда откроется граница – так же выехать и въехать обратно в Грузию. И начать новый год с нуля. Ничего платить нам не придётся (поскольку введена визовая амнистия). Короче – зря мы беспокоились. Всё абсолютно нормально.

 Вздохнули мы с облегчением. Так или иначе – мы получили от чиновника заверения в нашем законном пребывании в Грузии. Никакой речи о гражданстве или о виде на жительство. И это слава богу… Но что чувствует после этой промашки этот человек? И ведь очень хороший человек (сам профессиональный юрист). И вдруг – такой промах…

Мы не сердимся на него. Мы, напротив – готовы с ним общаться… Готов ли он – не знаю. Но вот такая вышла неказистая история.











 

На снимках – утро в Батуми. И волшебные виды города.

Комментариев нет:

Отправить комментарий