воскресенье, 29 ноября 2020 г.

Последнее воскресенье осени

Наступили последние деньки осени. На календаре 29 ноября 2020 года. Время, когда должна начаться зима… И она начинается, но не в Батуми. В Батуми по-прежнему тепло. Нет, температура воздуха явно не летняя – около плюс 10 градусов утром и около плюс 16-17 градусов днём. Но, в общем-то, она не зимняя. А что вы хотите – Батуми самый южный город в России… Извините – в Грузии. Россия к Батуми не имеет какого-либо отношения.

Итак – поговорим о зиме. О введённом правительством локдауне. То есть о полном запрете абсолютно на всё… Кроме движения частного транспорта, работы банков, строительства, аптек, магазинов бытовой химии, рынков (с этим пока не ясно) и прочих заведений. Получается, что локдаун кого-то касается, а кого-то и не касается.

Во всяком случае – мы пока гуляем по прежним маршрутам. И масок не надеваем – пока ходим по набережной. Тут никто не надевает маски. Здесь, на набережной, вирусы не живут. А дальше – там, где они живут – мы носим маски, как и все.

И ещё – кофе в «нашем» ларьке продаётся по-прежнему. Он стоит 3 лари за стаканчик «американо». И по 4-5 лари за «эспрессо», «капучино», «латте». Нормальные цены – если ни считать, что повсюду (я имею в виду рестораны и кофейни) кофе не подают, а у нас его можно купить запросто.

Остальное на бульваре и на набережной всё по-прежнему. Стоят здоровенные и, к сожалению, пустые кафе и рестораны. Возвышаются магазины сувениров – полностью закрытые, но обставленные и готовые открыться в любую минуту. Стоят удивительные боксёрские аппараты, по которым надо ударить, чтобы выиграть денежку – по надписи BOXER (в которой можно разглядеть либо BOX, либо, извините, XER – с какой стороны подходишь к этому чуду). Стоят карусели, детские качели. Стоят другие летние развлечения.

И только пальмы убраны на зиму. У них подвязаны кроны – чтобы ветром их не разметало. Так делают в конце каждого сезона. И в конце этого, провального, тоже подвязали.

Очень аккуратно, следует заметить, ухаживают за городом Батуми. На улицах чистота. Скамеечки убраны. Во дворах пасутся голуби. И за голубями охотятся домашние кошки. А за кошками осторожно наблюдают ничейные собаки – «чипушки», которых подкармливают все, кому не лень.

С «чипушками» в Батуми вышла следующая история. Да, они не любят велосипедистов и мусорщиков. И тех, и других облаивают. И тем и другим от «чипушек» достаётся… Но стоит человеку сойти с велосипеда, как «чипушки» моментально теряют к нему свой интерес. Напротив, они тут же начинают заискивающе выпрашивать у него что-нибудь перекусить. Мало ли – а вдруг?

С мусорщиками совсем другая история. Их собаки не любят. Причём, не любят и рядом с машинами, и без каких бы то ни было машин.

Почему не любят? Да потому что мусорщики гоняют «чипушек». Не дают им спокойно кормиться. И спать там, где тепло – рядом с мусорными контейнерами.

За всю свою жизнь в Батуми, за все девять месяцев, я ни разу не видел мусорщика, который бы хотя бы прогнал «чипушку» с прикормленного места (не говоря о том, что прогнал бы с места, где она спит). Но «чипушки» по-прежнему недолюбливают мусорщиков – по неведомым причинам. И облаивают их…

Мы ходим в город по одному и тому же маршруту. Да, раньше мы ходили туда по улице Горького. Но сейчас ходим по набережной. Доходим до порта. Потом поворачиваем обратно. И по улице Руставели идём домой.

Маршрут наш немного изменился. Но он проходит в одну и ту же сторону (только по соседним улицам).

В прошлый раз (то есть вчера, 28 ноября 2020 года) мы ходили… в обратном направлении. То есть от нашего дома к аэропорту. Те же 4 километра. Или 3 – неважно. Мы тут уже привыкли к огромным расстояниям. И просто сокращаем расстояния – от 3 до 4 километров, от 6 до 5 – если в сторону порта.

Короче – мы направились в сторону солнца. И дошли до самого аэропорта.

Что мы заметили? Полное отсутствие каких-либо заграждений, которыми был огорожен подход к морю. Их не стало. Причина, как нам показалось, в том, что нет людей. Нет и попыток искупаться там, где за ними нет пригляда. Нет попыток – нет и присмотра. И заграждения оказались не нужны.

Море здесь в полном порядке. На пляжах лежит та же галька – что и на пляже возле порта. Купаться здесь жутко неудобно (на наш взгляд). Мы тут никогда не плавали… А плавали в Сарпи (где однажды подхватили желудочный ротавирус). В Шекветили (много раз). В Уреки (туда мы приехали всего на один раз). Могли бы искупаться и в Кобулети – в самом начале, там пляжи песчаные, не галька, которая лежит на основной части 10-километровой зоны основного пляжа. Но в Кобулети у нас были другие планы. Мы там гуляли.

Вообще, в зоне Батуми очень много мест, где можно весьма неплохо искупаться. Есть места чуть погрязней (как в самом Батуми). Есть места почище (как в Квариати, в Сарпи, в Гонио). Есть места обустроенные под отдых – как в Кобулети, в Шекветили, в Уреки. И есть места, которые для отдыха подходят, но там довольно небольшие и, большей частью, переполненные пляжи – как на Зелёном Мысу, на пляжах рядом с Ботаническим садом, в Чакви и так далее.

Заметим – пляжи переполнены, но народу на них не так-то и много. В Чакви ещё ладно. А на пляже в Ботаническом саду – появились мы, и народу стало вдвое больше. То есть там отдыхало (дай бог) человека четыре-пять… И это много? Нет, это совсем мало. Но мы это отметили.

Вообще – в сезон отпусков народу на всех пляжах хватает. И свободного места, по сути, нет. Но – в сезон отпусков, а не так, как получилось в 2020 году.

Кстати, 2020 год стал переломным моментом в современной истории города Батуми. Да, без туристов развитие города, практически, остановилось. Но есть надежда, что в 2021 году и далее туристы всё-таки в Батуми появятся. И город заживёт – тем более, что новые дома уже, практически, готовы к заселению. Это самые настоящие высотки – второй город по будущему населению. И места здесь столько, что город способен принять не менее полумиллиона отпускников (если говорить осторожно, не замахиваясь на миллион).

Так вот – вчера мы прошлись до аэропорта. И заглянули в последний дом – перед поворотом в сторону аэропорта. Очень хороший восьмиэтажный (то есть с лифтом) дом, в котором заселены одна или две квартиры. На первом этаже есть два магазина – один побольше, другой поменьше. В одном продают продукты питания, в другом, практически, то же самое.

Рядом с этим домом стоят три других – тоже многоэтажных и тоже незаселённых… Впрочем, два дома уже построены (один даже давно построен). А третий дом ещё только строиться.

Так вот – я посмотрел на этот дом. И подумал – а что, в нём вполне можно жить. И никто тебе не будет мешать. Рядом – дорога. Рядом начинается променад. Растут пальмы. Опять же – море… И до города всего каких-то… несколько километров. Рукой подать!

Да, в этом доме очень хорошая температурная обстановка. Мы это уже оценили. Берёшь себе квартиру с солнечной стороны – с южной или с юго-восточной. И полдня у тебя в квартире «не заходит солнце» - то есть не нужно включать отопление, поскольку и так тепло. А в конце дня, когда солнышко уходит, остаются его следы. И от этого солнышка нагрев всё равно остаётся. Одно слово – лафа…

Это приходит в голову сегодня – когда у нас второй день нет газа. Его нет не только в Батуми. Его нет нигде в Аджарии и в Гурии.

Что случилось с газом, мы узнали вчера. Какая-то поломка на центральном газопроводе. Ремонтники всю ночь трудились. И газ уже подаётся на стратегически важные объекты (например, на пивной завод). А населению газ будут включать сегодня днём… То есть мы вторые сутки обходимся без газа и без газового отопления.

На самом деле – ерунда. Дело в том, что погода стоит чудесная. На небе нет ни облачка. И термометр (сейчас) показывает… около плюс 10 градусов, чтобы днём (сейчас около 10 часов утра) подняться до 15 градусов, а то и до 17. Это совсем не холодно. Ветра нет. Нет и влаги. А потом, когда включат газ, может быть и холодней. Нам уже будет наплевать – у нас появится отопление…

Да, кстати оно очень дешёвое, мы сколько-то должны платить за него – лар по 10, не больше. Но сейчас мы вообще за газ не платим. И за электричество тоже. У нас – локдаун… Правительство решило, что мы загибаемся. И нас надо поддержать.

Нет, не нас, конечно. Мы-то платить можем. А вот население – нет.

Короче, дело касается таких мелочей, что даже говорить о них не стоит.

По пути к аэропорту мы покормили одну из «чипушек». Просто увидели худую собачку с очень смирным взглядом. Юля подозвала её. И насыпала корму. Собака поблагодарила нас. И принялась есть.

Когда Юля насыпала корм, она специально насыпала его кучку рядом с дорожкой, чтобы никому из конкурентов не было видно. Но тут же подбежали пара других «чипушек». И собаке пришлось огрызаться. Её не тронули. Надо же и ей дать поесть, верно?

Я понимаю – у собак принята какая-то жесткая иерархия, которую нельзя каким-то образом переиначивать. Но сколько раз я видел, как другие собаки уступали нашим собакам – которые выполняли своё предназначение, служили нам.

Я вспоминаю тайских собак, не «чипушек» (батумские «чипушки» все кастрированные, потомства от них не дождёшься – в отличие от тайских собак). Так вот, одна из них однажды взялась нас провожать от, практически, центра Чонбури до нашего дома. И ведь провела – постоянно останавливаясь и оглядываясь, идём мы или нет.

В одном месте ей пришлось перебегать дорогу, чтобы обогнуть стоящие на светофоре (горел красный свет) автомобили. В другом – на дороге вышла огромная собака, перед которой наша тут же поджала хвост – мол, я здесь ни при чём.  В третьем случае она также дипломатично разошлась с хозяйской сучкой (ревнивая, кстати, была собака). Так и провела нас до самого поворота к нашему дому… А когда мы обернулись, чтобы разглядеть её и поблагодарить, её уже и след простыл…

Умные эти существа – собаки. Они ориентированы целиком на людей. Как и кошки… Но эти существа всё-таки живут свою жизнь, которую трудно объединить с человеческой. Да, они рядом с нами. Но и отдельно тоже.

Вот, к примеру, есть один кот по имени Буржуй. Очень хороший, очень ласковый кот, который принадлежит сам себе. И всему населению старого города Батуми, к которому он ходит что-нибудь съесть.

Так вот, мы этого кота давно не видим. Он ходит по своим делам. Но мы знаем – как только мы его увидим, он тут же согласится, чтобы мы его погладили. А возможно, и покормили. И непонятно – кто кого приручает. Либо мы кота. Либо кот нас.

Не в этом главное. Главное – мы вместе. Мы и кот.

На снимках – наши прогулки по Батуми. Очень хороший город.