суббота, 13 июля 2024 г.

Человек ниоткуда

Каждый день мы выходим на прогулку из нашего дома. И каждый день встречаем людей, с которыми разговариваем. И это чудесные люди (хотя у них бывают разные политические взгляды – одному нравится Путин, другому Сталин, третьему не нравится ни один, ни другой). Мы вслушиваемся в их мнение. И прощаем им всем сразу эти политические несоответствия. Действительно, бог знает, кто такой Иванишвили? Может праведник, а может и… Короче – мы толком не знаем. И ориентируемся на их настроения. Сами же придерживаем свои пристрастия до поры, когда они явно не потребуются. А сами учимся…

Чему учимся и у кого? Вот у этих людей, у грузин. Чему учимся? Правильной жизни. Правильному отношению к имуществу. Правильному отношению к деньгам. 

Вот представьте себе – мы выезжаем в город. Ездим по портовой территории, по новому бульвару. Потом сворачиваем в центр, едем до «Карфура». И здесь сворачиваем на площадь Тбилиси – туда, где стоит небольшой магазинчик, в котором торгуют «сырные мужчины».

Их два человека – они главные. И оба мои друзья. Один видит меня, выходит из-за прилавка, протягивает руку и говорит: «Приветствую!» А на мои расспросы как его дела, отвечает: «Вашими молитвами!»

После этого проходит немного времени. Я смотрю на второго человека. И вполголоса говорю жене, мол, наверное, не замечает… После чего тот человек откладывает все важные дела, подходит ко мне, протягивает руку, жмёт её и говорит: «Привет! Как дела?!»

Вы понимаете, что это такое? Это высшая степень эмпатии. Можно сказать, что это любовь человека к человеку. И не увидеть её, не распознать – совершенно невозможно. А тебя это чувство подхватывает. И несёт некоторое время по жизни. И потом – у этого чувства остаётся такое долгое послевкусие.

Я, действительно, счастлив в малом. И большего мне уже не нужно…

Или всё-таки нужно?

Идём мы по Ботаническому саду, спускаемся к стаффовскому выходу. Его убирают и обихаживают специальные люди. Они подстригают кусты, убирают нападавшие листья пальм (тех, которыми все подвязывают помидоры – они не развязываются и служат много лет). Короче, наводят порядок.

Появляемся мы. Здороваемся. Юля говорит о том, что это сложная работа. К тому же невидимая большинству людей.

Внезапно один из людей, убиравших местность, подошёл к нам и вручил… как вы полагаете – что именно? Груши. Лесные груши. Очень сочные, очень сладкие, но с не очень хорошо выраженным вкусом. Много груш – нам хватило их на три дня.

Мы обалдели… А речи наши продолжались. Мы похвалили уборку территории (действительно, получилось красиво и достаточно скромно). Похвалили людей, работавших на территории сада. И им стало чуточку… неудобно. Как обычным нормальным людям, которых хвалят…

А вот ещё один случай. Мы зашли на территорию Ботанического сада через верхний выход. Он сейчас очень грязный – здесь идёт стройка. Точнее – ремонт одного дома. У него прохудилась система водоснабжения. Её и чинили.

К нам выходит один охранник. У него в личной собственности красный автомобиль «БМВ». Хороший автомобиль. Но – с правым рулём. То есть не вполне приспособленный к нашим условиям.

Этот охранник рассказывает нам о своей жизни. Он родился в двухэтажном доме, от которого не осталось даже фундамента. Он находился в центральной части сада.

Потом он ходил в детский сад (он находился там, где сейчас стоит старый двухэтажный дом, в котором сидят специалисты Ботанического сада). Потом в школу в Махинджаури. 

А потом им дали квартиру в Батуми. И он остался работать в самом саду – потому что иного себе и не представлял. Купил машину (нас подвозил пару раз, в прошлой жизни). 

Вспоминал о том, что его родители держали корову. Она была огромная, белая. Давала по 22 литра молока (обалдеть! Самая чемпионка из коров, английской породы, давала по 25 литров молока в день – а эта 22 литра). Залезет в бамбук, наестся бамбучин. И вечером приходит домой – вся такая налитая, словно ела не бамбучины, а пила натуральное молоко…

Он много чего нам рассказывал – этот человек. И я вижу в этом ту же самую эмпатию. То, чего я и не подозревал в грузинах…

Это всего три случая, о которых я решил рассказать. Но на самом деле – их миллион.

Вспоминается и дядя Володя (с которым мы постоянно расцеловываемся – как настоящие грузины). И наш друг из дома Д`Альфонса, постоянно желающий нам всего доброго. И тракторист, постоянно машущий нам рукой. И многие-многие другие, чьё расположение мы так ценим.

На самом деле в это число входит и наше ближайшее окружение – Тамара, Шарена, Закро с женой Экой и двумя дочками (Саломе и Нини), Хасан с Гуло, со своими детьми (тремя) и внуками (этих тоже трое). Все эти люди нас любят. И нас даже берегут. Достаточно увидеть – как мы приезжаем к ним домой. 

Кстати, в воскресенье после поездки в Махинджаури мы планируем остаться у Хасана, выпить кофе, поболтать. А потом заехать к Закро – у которого мы давно не были. И с ним тоже поболтать вволю. Очень хорошие это люди…

Ладно, давайте я ещё расскажу вам несколько случаев, которые с нами произошли.

Например – о корове, которую вспоминала хозяйка. Корова была хорошая. Сама уходила пастись, сама приходила в 18 часов домой. И так всю жизнь (не то, что эта… «прости господи»!).

Воспоминания о той корове греют душу хозяйке. Она тоскует о той корове – хотя и эту в обиду не даёт. Просто эта корова ведёт себя, как обычная корова. А та корова вела себя, как мать этой (поскольку матерью её и была).

А вот ещё – уже с другой хозяйкой и с другой коровой. 

Мы ехали в Махинджаури – покупать (в том числе) и молоко. И на счёт молока правильно угадали – к нам в автобус подсела женщина-грузинка. Она и везла в Махинджаури молоко, которое мы потом у неё купили.

Разговорились о коровах. Женщина махнула рукой на корову, мимо которой мы проезжали. 

- Это ваша корова? – спросила Юля.

- Нет, - ответила женщина. – У моей коровы вот такие глаза. 

Она показала ладонями этакие окружности – какими рыбаки похваляются своим уловом. Мы обрадовались. И засмеялись. И женщина тоже засмеялась….

Или мужики, которые косили траву на склоне горы – у входа в Ботанический сад. Один из них увидел нас. Заметил. И объявил всем: «Ребята, заканчиваем косьбу. Пусть сначала пройдут».

Когда мы поравнялись с ними, он поприветствовал нас рукой. И косари все подняли свои руки. И мы - им в ответ.

Говорю же – таких случаев миллион (и маленькая тележка). Когда я был полностью здоров, меня таким образом не привечали. Когда я заболел и выбрался (наконец) из своей болезни – привечают, да так, что просто ужас… 

Я не перестаю этому удивляться. И постоянно жду – когда снова придётся реагировать на эти примеры эмпатии.

Вот, пожалуйста, последний случай, произошедший с нами буквально полчаса назад.

Мы шли домой с Ботанического сада после прогулки. Мимо нас на машине проехал мужик. Он просигналил нам (а я моментально поднял руку, отвечая на приветствие). Он через секунду притормозил. И стал ждать – когда мы приблизимся. Оказалось, что он намерен подвезти нас домой. Представляете? И это буквально в ста метрах от нашего дома! Обалдеть…

Я не знаю – как назвать этих людей. скорей всего, они очень хорошие люди. Очень-очень. Очень совестливые, очень добрые, очень улыбчивые.

Проезжаем мимо дома Хасана и Закро. Рядом на скамеечке сидит четыре человека и пьют пиво. Рядом раскрытая машина («Тойота»). Люди отдыхают… Мимо проходим мы. И оба здороваемся – «гамарджоба!» В ответ звучит такое же «гамарджоба». И такие улыбки, что я едва ни купился на них – притормозив и едва ни пригубив их пива… 

Нет, конечно – нет. Пиво мне также вредно, как и любой другой спиртной напиток (а также заводской квас, в который добавляют сахар и дрожжи). И я вообще сейчас не пью ничего. Даже про виски, подаренное Закро, забыл… Забыл, понимаете? И не угостил им ни Закро, ни Гиоргия, ни Левона…

Ничего – бутылка на месте. Придёт и другой случай. И я их непременно угощу. Просто я сам не пью ничего этакого. Вот в этом и заключается причина моей «экономии»…

Вернёмся к нашему дому. С завтрашнего числа в городе начинается Чоруга – гнилой месяц. Завтрашний день к посещению огорода запрещён (потом ходить поливать огород можно – хотя это и не принесёт в течение месяца особых прибылей). Мы намереваемся сегодня полить огород (если, опять же, будет вода, которой до сих пор нет из-за испорченного крана). 

Несмотря на то, что «я – хороший человек», меня не особо парит состояние огорода. Я его, во всяком случае, не поливаю. И поливать не буду. Поливает его Юля – которой я время от времени помогаю (только заполняя лейки свежей водой). 

Вода – это первая проблема возле нашего дома. Вторая проблема – котячий рай. 

Да, у нас (точнее – возле нас) постоянно живут уже шесть кошек. Точнее – Рыська, Папуаска, детки Рыськи (Промокашка и Уголёк, они уже привыкают к нам и к той еде, что мы их кормим), Люська (бывший котёнок, а сейчас уже взрослая кошка) и постоянный котик Васька (он же живёт под кличкой Мура, которая подходит ему больше).

Если вы думаете, что кормить кошек – это достаточно просто, то вы не ошибаетесь. Кормить их очень просто – достаточно купить самых недорогих сухариков (кошачьи наиболее простые, они делаются из курятины или рыбы, мы их чередуем). И – всё. Собак тоже кормить просто. И для них выпускаются такие сорта сухариков, каких у кошек не бывает (а для кошек – такие, что для собак тоже не годятся).

Короче, их надо специально подбирать. И наши кошки говорят нам «большое спасибо» за этот корм. Вот так…

С кошками мы разобрались. Пора разобраться с… цветами.

Дело в том, что мы набираем кучу цветов, которые требуется посадить в землю, полить и ждать от них качественного урожая (опять же – цветов). Но не всё так просто. Подснежники, канадские маки, прочие цветы у нас есть – но сажать их в землю следует на следующий год. Как и сами подснежники – их сажают раньше всего (или позже всего – как посмотреть).

Короче, всё будет нормально. Я не особенно переживаю…

Другое дело – что я чувствую себя сейчас больше настоящим грузином, чем сами грузины. Точно говорю. И моё происхождение – рождён в молдавской семье, вырос в тюрьме, где сидели отец и дед, стал настоящим «советским человеком» и потом долгое время разбирался, кто я, откуда я – так никогда не было расшифровано… Хотя – что тут расшифровывать? Достаточно переместить меня на родную землю. И в Молдове я никогда не заскучаю.

Но пока дело остаётся именно таким. Мне очень комфортно живётся с этим народом. И я планирую жить именно здесь.

А Россия… Да что же – Россия? Была тюрьмой, тюрьмой и остаётся.

Вот и весь сказ.




 







На снимках – цветы из Ботанического сада. Чудесные фотографии (их делает Юля). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий