воскресенье, 7 июля 2024 г.

О всяких разностях… Например, о собачьей верности

Вы когда-нибудь замечали, как домашние собаки (равно как и «чипушки», у которых нет своего дома) относятся к людям? Как к членам своей стаи. Причём, отдавая им приоритет во всём – что касается «благ цивилизации» (никого не кусать, ни на кого не лаять, терпеть, когда тебя гладят и так далее). Я и решил посвятить один блог своим приятелям из этой среды – из собак.

Кстати, их довольно немало. И этот коллектив имеет склонность расширяться.

Скажем, до вчерашнего дня меня любила всего одна собака (Тетри, собака с человечьими глазами). Со вчерашнего дня полюбила её напарница (собака, которая должна быть задавлена большим «Мерседесом», переехавшем её, но сумевшая каким-то образом из-под него вывернуться). И ещё три собаки, которые дежурят у входа в Ботанический сад, но находятся на некотором расстоянии от него.

Это последствия событий, имевших место во время последней прогулки. А до этого были заинтересованные взгляды, приближение на безопасное расстояние, обнюхивание сзади. И общий вывод – «этот одноногий парень не опасен». Что сподвигнет кого-то на некоторое с ним (то есть со мной) осложнение отношений. Либо просто распахнёт перед с этими людьми отношения, которых я раньше в них не подозревал…

Всё зависит от того, как относишься к этой дружбе ты сам. Любишь – когда любят тебя, или не любишь.

Отношения с собаками складываются помимо нашего желания. 

Я хочу погладить вон ту собаку. И вон ту – тоже. Но это поглаживание может стать началом приятельства. А может им и не стать. Главное – как ты относишься к самим собакам. Что ты за ними видишь. И как будут, по-твоему, развиваться эти отношения.

И ещё – собака собаке рознь. От одной пахнет резко, настоящим кобелём. И ты это понимаешь. И еле терпишь. А от другой ничем не пахнет – потому что она чистюля и постоянно вылизывает себя.

Это одна из существенных разниц между кобелями (настоящими, не кастрированными) и сучками, у которых за душой нет ничего, ни своего хозяина, ни дома, где он живёт…

Я люблю кобелей. Я люблю сук. Но больше всего я люблю кошек. Да, именно кошек – у которых вся жизнь «себе на уме». 

Кошки необыкновенные чистюли. Чтобы угваздать свою шёрстку в какой-нибудь фигне, кошке надо самой вываляться бог весть в чём. С кошками этого никогда не случается. Хотя с котами бывает (на то они и коты).

Кошки никогда не ругаются (следовательно, никогда не дерутся просто так – «за красивые глаза»). Коты – бывает. И даже убивают друг друга. И котят – когда хотят, чтобы приплод был именно от них, а не от этого «полосатого урода».

У котов вообще мир жестокий и беспощадный. Но… мы говорим о собаках. О существах, сделанных из лучших человеческих черт (кроме ума, конечно).

Что такое сообразительная собака? Это собака, которая моментально распознаёт настроение человека по характеру его голоса. Да, самих слов она не понимает. Но этого и не нужно. Собака сможет отделить жёсткую речь от нейтральной. И может даже разозлиться – хотя ты (возможно) говоришь вовсе не о ней, а о каком-то отвлечённом человеке или о другой собаке.

По этой причине общаться с собакой следует на хорошем, ласковом языке – никого не осуждая, никого не ругая. Именно у таких людей животные моментально становятся фаворитами. И именно таких людей они и любят…

Вокруг меня достаточно собак – причём, элитных, сильных. Это собаки Левана (капитана судна, плавающего рядом с Америкой в Атлантическом океане). И собака его брата Закро.

Собаку Закро зовут Бобби. И она выделяет нас среди всего человеческого окружения Закро.

У Бобби беда с конечностями. Задние лапы повреждены. И Бобби сильно хромает, поджимая одну ногу. Но это всё, чем он страдает. В остальном же это обычный, сильный пёс. Порода – немецкая овчарка.

У Бобби умный взгляд и молчаливое отношение ко мне. Когда я рядом, он кладёт голову мне на колено (на левое, на более-менее здоровое). И заставляет меня долго чесать его загривок.

Так продолжается с разрешения Закро. Если Закро скажет «нельзя» (по-грузински, конечно), то значит нельзя. И Бобби с неохотой отойдёт в сторону.

Ещё, как я понял, Бобби гоняется за нашими кошками. И всё время даёт им сбежать от него. То есть не догоняет и не ссорится с ними. А зачем – если эти кошки наши?

Человеку он даёт право ошибаться (а склонность к кошкам явная ошибка, верно?). И не перечит – хотя за иными котами он готов гоняться с утра и до вечера.

Я говорю это понимая, что нашего Чулочка придавил вовсе не Бобби. Придавили другие собаки – возможно, что Левана. Но точно не знаю. Во всяком случае, когда возле нашего дома появляется группа из двух-трёх овчарок, достаточно открыть дверь и сказать «а ну, пошли!» - и здоровенные собаки тут же бросаются наутёк, потому что это некие границы, переступать за которые им нельзя…

Ещё мне всё время хотелось получить собственную собаку. Правда, не так – как кошку. Я понимаю, что кошки – это этакие сволочи, которых ты любишь и кормишь. Но собака – это вечный ребёнок рядом с тобой…

Вот несколько случаев, свидетелями которых мы не так давно стали в Грузии.

У нас ходит рейсовый автобус, который возит народ в город и из города в Сахалвашо. Это автобус номер 10-а. 

Так вот, по утрам, когда водитель объезжает дорогу и останавливается на остановках (либо рядом с домами – такое тоже бывает), к нему в автобус садится человек средних лет. И у этого человека есть собака, которая провожает его до самых дверей автобуса. Потом, когда автобус трогается, собака бежит следом за ним, высматривая – где находится её хозяин, как он себя чувствует. И приедет ли он вечером к ней опять (или нет)?

Эту картину мы наблюдаем вот уже… два с лишним года (а живём в Сахалвашо уже больше трёх лет). С этим ничего невозможно сделать. Только пронаблюдать. И восхититься самоотверженностью этой собаки. Она очень любит своего хозяина. И хозяин её тоже любит. Ну, нельзя любить так собаку, чтобы засматриваться на неё из автобуса. Человек-то приедет домой. И всё снова повториться… Но собака этого не знает. Или знает – но не верит никому. Не верит даже себе. Вот что значит сила верности человеку…

 Вот другой случай. Однажды Леван, когда я разговаривал с Хасаном, взял в руки палку, завернул её в газету. Взмахнул и обрушил якобы удар сверху на голову своей главной собаки – любимого кобеля. Собака восприняла это не как наказание. Она просто завиляла хвостом. И даже не пошевелилась.

Это была демонстрация выучки мощной собаки-овчарки, которая была способна распознать удары настоящие и удары «понарошечные». И то, что бивший её человек вовсе её ни за что не наказывал. Он просто демонстрировал – что собака умеет делать… Этому стоило восхититься. 

А вот ещё случай – когда собака не реагировала на кошку у нас в доме. Совсем – хотя на улице она бы моментально порвала её в клочья. А кошка, понимавшая это, устроила собаке настоящий погром… Собака, кстати, породы охотничий спаниель. Очень опытная собака. И очень уловистая во время охоты на уток.

Таких случаев в моей жизни было миллион. Но что – моя жизнь (в которой толком не было собаки)? Вы возьмите жизнь Юли!

У неё в жизни была собака, которая прожила с ней ровно 10 с половиной лет. И умерла – потому что это был её обычный возраст (а собака при этом сильно болела, заражаясь всякими природными болезнями).

Звали эту собаку Карат. Это был пёс-самец, чистопородная оленегонная лайка, которую невозможно было научить чему-то – кроме того, что она знала с детства.

Кстати, в детстве она ничему не могла научиться у своих же собак – её отдали Юле в 11-дневном возрасте. Она прозрела в руках у Юли. Узнала её – как свою матушку. И каждое утро подползала к ней, видя, что та просыпается. Такова была любовь Карата к этой человеческой душе.

Кстати, Карат так и остался холостяком. Юля честно собиралась его поженить, но всё не получалось. А потом, когда получилось, Карат просто посмотрел на «невесту». И дал собаке таких тумаков, что о свадьбе не шло и речи.

Ещё Карат не знал команд – налево, направо, сидеть и лежать. Он никогда не мылся – поскольку у него была уникальная шерсть, которую он тщательно вылизывал. И вообще, от этой собаки пахло вовсе не собакой. Это был очень элитный пёс. И очень небольшой ростом.

Зато Карат умел выгонять любых оленей прямо под «выстрел» Юли. И потом, когда Юля с огромным удивлением смотрела на пробегающее стадо оленей, он начинал всячески ругаться – рычать на неё. Мол, «что же ты делаешь? Я тебе добычу привёл. А ты?»

За всё время ему не удалось убить ни одного оленя. Хотя привёл он их к Юле примерно около сотни раз…

Сейчас, когда Карата с нами нет (он умер в 2010 году, за полгода до нашего знакомства с Юлей), Юля не может взять другую собаку. Это попросту невозможно. Карат так и остался Каратом – единственной собакой в жизни Юли. 

У меня в жизни тоже была одна кошка – Сарра. Она прожила со мной целую жизнь. Появилась в семье за месяц до рождения сына. И умерла, когда ему было уже 14 лет. 

Сарру я помню постоянно. И думаю, что это была не только самая мудрая, но и самая добрая кошка – которые только бывают в наших жизнях…

А так, вообще, в моей жизни было много котов и кошек. Была морская свинка по имени Фома – она прожила тоже 10 лет. Были птицы. Были рыбки. Были даже кролики. Собаки не было – поскольку собака была у соседей. И мама не очень любила собак – считая их более грубыми существами, нежели кошки…

В чём я с мамой абсолютно согласен – в том, что она тоже очень любила кошек. И даже держала одну из них дома в Молдове, в городе Оргеев.

С этой кошкой случилась такая история. Кошечка была совсем молоденькой. И её назвали первоначально Сарра.

Потом к нам приехал дядя Миша Урсаки – друг отца. Он заглянул на причинное место котёнка. И задумчиво произнёс – «надо же, у вашей Сарры такие… яйца».

И тут все увидели, что Сарра на самом деле вовсе не Сарра. Это – Абрам. И пришлось маме изменить его имя. А имя Сарра я взял своей кошечке, которая у меня появилась через год после Абраши – уже в Коми АССР, в городе Инта.

Кстати, кошка Сарра переехала с нами в поезде в Вологду – в 1996 году. Её не стало в 2000-м году. Так что последние пять лет она жила в любви и холе – никогда не выходя на улицу (ей вполне хватало нашей однокомнатной, а потом и трёхкомнатной квартиры).

Таких историй о своих кошках и собаках я могу рассказать очень много. Но имейте в виду – собаки всегда остаются собаками.

Попробуйте сами гавкнуть рядом с собакой. И вы увидите, какое удивление это у них вызовет.

Всё, кто держит их в своей жизни, говорит о том, что это сущие придурки… И бывают абсолютно правы. Особенно если не ждать от собаки выполнения каких-то секретных миссий.

Умеет принимать нашу ласку? Ну, и славно. Своей ласки у неё для нас припасено всё равно больше.












На снимках – наше посещение Батуми сегодня утром… Да, мы в очередной раз съездили в город. И сейчас никуда больше не поедем. Разве что в сентябре.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий