суббота, 25 мая 2024 г.

Ботанический сад – начало грибной поры

В четверг во время прогулки по Ботаническому саду мы нашли первый гриб. Это оказался маслёнок. Такой крепенький, хороший. Мы шли домой днём – в 14 часов (позже, чем обычно). Причина была в том, что мы пили кофе у Джули Джокели и Фериде Чаидзе, двух ведущих научных сотрудников Ботанического сада. День был хорошим – мы с радостью заходим к научным сотрудникам Ботанического сада, поскольку считаем себя их последователями… Так вот – на обратном пути, когда мы проходили поворот на дороге к дому администрации сада (то есть к дому Татаринова), мы его и увидели. Он стоял в зарослях травы, подбоченясь и призывно отсвечивая своей шляпкой.

Что мы сделали с самым первым грибом? Мы его съели. Ну, да – его хватило на несколько бутербродов с сыром. С сыром и с небольшим количеством грибов (то есть одного гриба – поскольку он и был один).

На следующий день, то есть в пятницу, история повторилась и даже усилилась. Мы отправились в самый дальний конец Ботанического сада – туда, где ни я, ни Юля не были больше года (с 18 мая 2023 года, когда у нас появился «красный конь»). Нам надо было встретиться с сотрудницей Ботанического сада по одному вопросу. Мы с ней встретились, поговорили. Потом отправились обратно.

Мне-то что – я сел, взял в руки руль, надавил на «газ». И я уже наверху (в смысле, в начале пути, откуда мы съезжали вниз, в сторону Чакви). Юле сложней. И она решила пойти лесом, а не дорогой – мол, по пути проверю ельник, где мы обычно собираем белые грибы.

Короче, мы разъехались. Я проскочил до японского сада. И стал тут ждать Юлю – таков был уговор.

Когда она появилась, я не поверил своим глазам. В руках она держала целлофановый пакет, в котором было что-то увесистое. «Грибы!» - догадался я. Но это были не просто грибы. Это были белые грибы. Отборные грибы. И в количестве одиннадцати штук.

Мы радовались, как дети. Началась, началась грибная пора! Да, как рано – в мае месяце! Обалдеть… оказалось, мы живём в Грузии. И тут чего только ни бывает – особенно в области грибов.

Короче, вечером, уже дома, мы устроили пиршество. Юля почистила грибы, разделала их и пожарила. Разделила их на две части (поскольку съесть всё разом мы бы всё равно не смогли). Одну часть она сделала в сметанной заливке и добавила к гречневому гарниру. Получилось так «душевно», что мы несказанно обрадовались.

Из второй, замороженной части Юля решила сделать супчик. Ну, да – супчик с домашней лапшой. И он будет ещё одним объедением, которым нас радует природа.

Вкус у этих грибов – божественный. Это же не шампиньоны («коровьи» грибы, которым нужен навоз для произрастания). Это не лисички, не рыжики, не грузди. Это настоящие белые грибы. С элитным вкусом, очень тонким ароматом. Очень вкусные, прямо-таки настоящее лесное лакомство.

Мы сочувствуем людям, которые не знают, что такое грибы. Мы их понимаем… но не можем войти в их ситуацию. Мы никогда грибами не отравимся – поскольку нас двое (а это намного лучше, чем один). И мы понимаем – если возникает хотя бы сомнение на счёт произрастания гриба, его место в помойке, а не в корзине.

Так вот – сезон начался с белых грибов. И я ставлю этим грибам настоящий памятник. Отличные грибы. Великолепный вкус. Абсолютна свежесть.

Далее – грибы, которые Юля называет «осенними опятами». Их она тоже увидела. И – не взяла.

Дело в том, что эти опята покрыли целый пень. Они были бойкими, очень живыми, пахнущими грибами. То есть – бери, не хочу… Но они выросли не в своё время. И Юля, чуть поразмышляв, пришла к выводу, что с этими опятами не всё в порядке. И что это не осенние опята, а весенние ложные опыта – грибы, которых в здешних местах тоже полно. Они чуть светлей настоящих опят. И главное – растут раньше времени, не в свою пору. Следовательно, после этих грибов (очень вкусных, спору нет) у нас могут возникнуть галлюцинации. А оно нам надо? Нет, не надо. И Юля забраковала эти грибы.

Вообще, грибов оказалось неожиданно очень много. И, повторяю, очень рано для батумского времени. Тут грибы возникают к середине июня – но не к концу мая. Возможно, причина в холодной весне.

Дело в том, что у нас весна была очень холодной. Точнее я назвал бы её прохладной. Температура по утрам стояла от 9 до 11 градусов (плюс, конечно). А днём столбик термометра поднимался градусов до 14-15. Для мая месяца довольно холодно… А в апреле были дни до плюс 26 градусов. И даже до плюс 30! Но в апреле, не в мае.

Короче, природа сыграла с нами ещё одну шутку. Но мы всё-таки живём в Грузии. И готовы к таким приключениям – пусть они будут столько, сколько необходимо…

Что у нас в планах? Конечно – походы за грибами. Во-первых, к «стаффовскому» выходу из сада. Здесь грибов всегда полным-полно. И белых в том числе, и лисичек, и других.

Во-вторых, к нашему дереву (мы знаем, к какому именно). Здесь растут лисички и иногда маслята.

В-третьих – грибы возле японского сада. Здесь в ельнике растут белые грибы, а на огромных полянах осенью можно отыскать множество осенних опят (настоящих, без балды).

Ну, и в других местах тоже. Грибов везде полным-полно. Надо лишь уметь их разглядеть.

Например, мы ходим мимо большого старого дерева, которое растёт метров за сто от здания администрации. И на нём в своё время полно мелких грибов – кажется опят (я их не очень хорошо помню, мы собираем их один или два дня). Правда, количество этих грибов такое, что нам не хватает двух обычных сумок. Килограммов по пять собрать без проблем. Это я точно говорю.

Или другая дорога – с верхнего входа. Мимо нашего ручья с водой (он сейчас не работает, засорился). Мимо посадок цитрусовых культур. Так вот – здесь полно лисичек. Огромное количество, которое собирать не очень удобно. Но мы всё равно собираем, поскольку «в Юле просыпается её баба Маня», бабушка, которая следит за нами с неба (и всякий раз нас хвалит за усердие в сборе грибов)…

Обилие грибов вроде бы толкает нас на их заготовку. Но заготовка – это заготовка. И заготовленный гриб (жаренный, солёный, маринованный или сушёный) это не вполне гриб. Он теряет свой вкус, свой аромат. И превращается в обычные консервы.

Да, конечно, грибные заготовки славное дело. Но гораздо лучше наестся грибов в основную пору. И переждать паузу после Нового года – когда грибов нет. Мы предпочитаем именно такой режим. Заготавливать грибы нам просто не для кого.

Иногда мы носим грибы Эке с Закро. Но они их не едят. То же самое с Хасаном и Гуло. То же самое с Ингой и Гиоргием (сыном Хасана). 

Никто в Грузии грибов не ест. Кроме отдельных личностей, которых очень и очень немного. Для нас это хорошо – поскольку грибы остаются при нас. С другой стороны, это не очень хорошо, потому что купить их здесь проблематично (да, нам и не требуется). Такая вот диспозиция.

Она сложилась из-за векового преимущества обычной грузинской кухни. Здесь всегда, всю жизнь, было хорошо с хлебом, рисом, овощами, мясом. Голода не было вообще никогда. И грузины потихоньку отвернулись от грибов (также как и от другой вкуснятины – крапивы). Но зато приобрели огромное количество трав, которые они употребляют в пищу.

Мы учимся у них. Понимаем их сакартвельское пристрастие к хорошей еде. И сами любим вкусно поесть – особенно когда еда готовится из свежих продуктов.

Мы любим киви (которое мне нельзя). Мы любим бананы (которые давно не покупали, они мне противопоказаны). Но больше всего мы обожаем грузинские яблоки, малину, чернику, клубнику, черешню и вишню. Вот это ягоды! Вот это фрукты!

Но есть ещё и элитные грибы – белые, маслята, опята, лисички. И ненайденные нами пока грузди, не собираемые нами (из-за их ломкости) сыроежки, невидимые трюфели (которые надо разыскивать специальным образом). И многие другие грибы, которые здесь растут, но нами не особенно признаются – по предыдущему опыту, который мы получили от своих дедов и бабок… 

Кстати, мой дедушка, опытный человек, прошедший 16 лет сталинских лагерей и ни в чём не бывший повинен, грибы не любил. Он говорил о них – «сопли земли». И попросту ненавидел.

Но мой отец терпеть не мог красную рыбу. Сёмгой их кормили в лагере – солёной рыбой без хлеба и воды. И это было особым мучением, которое выдерживали не многие.

Рыбу потом отец всё-таки полюбил. А дед грибы – нет. Не успел. Он умер, когда ему был всего 51 год…

Впрочем, об этом я недавно рассказывал. И сейчас вспоминаю только потому, что память подсказывает – в прошлой жизни ничего хорошего не было. Ни-че-го. Ни пионЭры, ни комсомол, ни «свежий пломбир» (мороженое, появившееся в Москве в 1937 году, оно было привезено из Америки и у нас приготовлено). Вся эта маета была именно маетой. А ещё были очереди на примитивный автомобиль по 10 лет (мой отец стоял в ней, начиная с очереди на мотороллер, «Запорожец», «Волгу», но в результате купил «Москвич-412»). Очереди на квартиру по 20 лет. Очереди на всё остальное – от года до 3-5 лет, но на что-то, вообще, на всю жизнь (так нам продавали в 1990 году стиральные машины – не автоматы, а обычные машины, очередь на них была по одной машине на «всю жизнь», обалдеть).

Да, хорошего в прошлом было очень немного. Моя юность. Отцовская и материнская молодость. Какая-то учёба… И – всё. Зато ошибок я совершил миллион. И о них рассказывать не хочу. Всё равно исправить уже ничего не возможно. Но что было, то было…

Сегодня работники Ботанического сада сообщили нам, что в саду замечены зонтичные грибы. Это такое большие и вполне съедобные грибы, которые не очень хороши по вкусу, но зато полностью безопасны. Ими не отравишься. А солить их одно удовольствие.

Зонтичные грибы означают то, что грибной сезон полностью стартовал. И впереди у нас дни сбора, потом необходимая пауза, потом снова дни сбора.

Грибы появляются и исчезают совершенно внезапно. Вот вроде прошёл «грибной» тёплый дождь. И грибов должно быть море. Но их нет. Просто – нет.

А в другой день, когда дождей нет совсем и вся растительность страдает от почти засухи, грибы вылезают один за другим – не успеваешь собирать. Хотя их на деле быть не должно. Не грибное время. И погода не грибная…

Вот что откуда берётся? Грибы, во всяком случае, не то семейство, которое нас с Юлей интересует. А оказывает, что всё наоборот. Именно за грибами мы охотимся. Грибы определяют – в какую часть сада мы пойдём завтра и послезавтра. Грибы становятся самой главной нашей «добычей». Мы их с удовольствием собираем, едим, думаем о них…

Вот, действительно, «третья охота» - если за первые две брать настоящую охоту и рыбалку. Правда, эта охота не требует от человека крови – совсем. Она требует лишь прилежания и интереса. 

С остальным можно разобраться.


 










На снимках – Ботанический сад. И наши грибы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий