суббота, 9 декабря 2023 г.

Из Батуми в… Батуми

На минувшей неделе мы почти не ездили в Ботанический сад. А вместо этого гуляли по городу… Почему? Потому что в Ботаническом саду устроили ремонт дорог. Причём, сделали это таким образом, что проехать нам в Ботанический сад было можно, но довольно трудно. Столкнувшись с этим в минувший понедельник 4 декабря, мы решили – а не отправиться ли нам на прогулку в город? И на следующий день так и поступили.

Сегодня могу сказать – теперь всё нормально. Ремонт дорог продолжается, но «наша дорога», по которой мы въезжаем в Ботанический сад, полностью готова. Она сильно изменилась – на ней отсутствуют рытвины и ямки, которые сказывались на движении моего Коня. И сейчас передвигаться по этой дороге одно удовольствие…

Но сегодня мой рассказ вовсе не о Ботаническом саде (поскольку он в любом случае остаётся нашим главным местом, которое нас интересует). Мой рассказ о городе Батуми.

Вы знаете – мы живём в Грузии… И это обстоятельство нас очень и очень радует. Это абсолютно чудесная страна. И абсолютно чудесный город – по которому мы путешествуем по одним и тем же дорогам. 

Честно говоря, нас все воспринимают по-разному – но практически все по-доброму. Для большинства мы – жители Украины, которые приехали в Грузию от войны. На самом деле мы жители России (мать её!), но по сути – тоже жители Украины. Все наши интересы на стороне украинцев. Достаточно взглянуть на наши компьютеры, чтобы это понять.

Так вот – мы для них жители Украины, но все с нами стараются говорить на русском языке. Меня это удивляет – поскольку я раньше думал, что украинцы говорят исключительно по-украински. А вот и нет! Русский язык у них также популярен, как и у нас…

Ну, я-то человек совершенно не русский. Юля – да, она наполовину русская (у неё отец русский, мать, можно сказать, не совсем русская, хотя на самом деле всё было бы наоборот – отец никогда бы не поднял руку на украинский народ, что вы!).

Я – молдаванин. Причём, стопроцентный. Но так уж вышло, что доживаю свою жизнь не в Молдове (я там никогда толком и не жил), а в Грузии. И эта страна для меня стала настоящей Родиной – со всеми её особенностями (с традицией винопития и виноделия, с роскошными сырами, с изумительной выпечкой и всем остальным).

Я обожаю Грузию. Каждый день наслаждаюсь её народом. И считаю, что именно грузины должны жить на свете очень и очень хорошо.

Каждая наша поездка в город напоминает определённый ритуал. Мы сходим с автобуса (и это своя процедура – народу в автобусе довольно много, Юля всех просит расступиться, чтобы развернуть для съезда помост). Выезжаем на улицу. И я заезжаю вперёд автобуса, чтобы помахать рукой водителю – дескать, я вышел.

Водитель обязан нам помогать, но мы его от этого стараемся избавить. Народу, действительно, много. И пока он выйдет из автобуса и доберётся до нас – мы уже выезжаем, и Юля закрывает помост обратно.

Выехав на дорогу, мы обычно едем вдоль порта – по красной велосипедной дорожке. И это чудесное занятие – тем более, что народу в порту совсем немного (в основном, рыбаки). Всё вымыто, чисто, выглядит чудесно. И мы с большим воодушевлением едем по порту дальше – к месту, где находится яхтенный порт.

Здесь довольно интересно. В отличие от ковидного 2020-го года, сейчас здесь полным-полно иностранных судов. Например – большая яхта из… Польши. Точно говорю. На ней грузинский и польский флаги. И какие-то надписи на английском языке (думаю, рекламные).

Мы едем мимо открывающихся ларьков с фруктами, мимо магазинов сувениров. И народу здесь нет совершенно. На улице же стоит жуткая зима (температура воздуха до плюс 17-18 градусов – ужас!). И люди ходят по городу… в майках и в шортах.  

Меня это сильно удивляет. Во-первых, уже прохладно – в тени температура ниже плюс 11 градусов. Во-вторых, мы видели, как одна женщина полезла в воду искупаться… Одна на весь многокилометровый пляж. И едва выбралась из моря – поскольку в воде довольно холодно (плюс недавно здесь был жуткий шторм – из-за него наш пляж обрёл песчаную полосу метров на пятнадцать шириной и с полкилометра длинной). А глубина возле самого берега – ого-го. Короче, я бы в воду не полез. Но она другого мнения.

Мы заходим на площадку для осмотра порта – она стоит на самом повороте к порту, в начале залива. И выглядит совершенно иначе, чем выглядела в 2020-м году. Здесь соорудили въезд – по которому я запросто въезжаю на саму площадку. И возле бортов стоит два мощных бинокля – куда можно смотреть, вложив в монетоприёмник монетку. Всё, как говориться, предусмотрено.

Рядом с площадкой для осмотра стоит подвижная скульптура «Али и Нино». Чуть дальше – величественное колесо обозрения (оно в три раза меньше, чем понастроенные небоскрёбы). И ларёк с кофе – который мы здесь покупали.

Сейчас не покупаем – поскольку варим кофе дома и берём с собой в термосе.

Я вам скажу – этот кофе очень хорош. Он сварен в аппарате для варки кофе. Но наш кофе, сваренный в обычной джезве, намного лучше. Это живой кофе. С осадком и с ощутимой крепостью. Выпив такой кофе днём, я совершенно не могу заснуть вечером. По этой причине я и пью кофе только по утрам – когда мне необходима свежесть и сила. 

Выпив кофе, мы едем по старому бульвару вдаль от порта. Едем недалеко – до поворота к фонтану, там, где из парка есть выезд. Напротив этого парка стоит пирс, на котором был какой-то ресторан. Сейчас ресторана нет. Есть лишь основа – которая была под ним. Так вот – она частично разрушена штормом. И перила из ничего себе труб, тоже согнуты (то есть повреждены) штормом.

Кстати, этот шторм был самым сильным за 100 лет наблюдений. Его сила составила 9 баллов. Настоящий ураган…

Я о нём писал. Но сейчас от шторма, практически, ничего не осталось. И не могло остаться – поскольку здесь живут люди. И они зорко следят, чтобы вода ничего не испортила. А если испортит – как в этом случае – то эти последствия быстро исправят. В Батуми живут очень умелые люди. Я знаю, о чём говорю…

Изменилось и наше мнение о бывших начальниках Батуми. Например, об Абашидзе. Человек вовсе неплохой, он содержал всё хозяйство Батуми в более-менее упорядоченном состоянии. Что было – то было. И Миша Саакашвили подвинул его, думаю, напрасно. Многие люди лишились всего, что имели. И это (с одной стороны) неправильно… Но с другой стороны – то, что с Мишей происходит сегодня, тоже неправильно. Я по-прежнему считаю, что этот человек должен быть освобождён. (Но мало ли что я считаю – как поступят сами грузины, так и будет).

Мы заходим на этот пирс. Я подъезжаю к перилам. Встаю с Коня. И некоторое время отдыхаю – наслаждаясь непривычной высотой (180 сантиметров – ничего себе!). Потом, когда Юля сделает серию снимков, я сажусь на Коня. И мы едем мимо фонтана к выходу из старого бульвара.

Здесь, на этом выходе, есть консульство Турции. Есть кафе и ресторанчики. Есть улица Гамсахурдиа – по которой мы потом едем в город. И едем по ней прямо мимо стоящих машин. Нас все пропускают. А я стараюсь никому не пригораживать дорогу – поскольку я обожаю этот радушный город и его жителей…

На улице Чавчавадзе мы выезжаем на тротуар. Это непросто – Батуми так устроен, что проехать мне можно далеко не везде. Но мы всё-таки въезжаем на тротуар. И едем по нему до переезда со светофором. 

Здесь, на переезде, я жду зелёного сигнала. Включаю третью скорость и перемахиваю через три полосы, на которых стоят автомобили. Юля идёт следом. Мы так договорились.

Потом мы переезжаем дорогу… И тут я вам скажу, что я делаю это с большой осторожностью. Я понимаю – что такое две полосы движения в одну сторону в центре города. И некоторые машины пропускают меня, мигая фарами, некоторые стараются проскочить мимо - поскольку заметили меня слишком поздно. Но нет ни одной машины, которая бы газанула, испугала или даже наскочила на меня. Это попросту исключено. Я – инвалид. А они – нормальные люди.

Мне до сих пор люди подносят деньги, от которых я (и это вполне естественно) отказываюсь. Я их понимаю. 2 лари, которые сложены мелочью – деньги не очень большие. Но мне они ни к чему. Я всегда их благодарю и прошу, чтобы они отдали их кому-нибудь другому. Я в деньгах не нуждаюсь… Но остро нуждаюсь в такой эмпатии. Это чудесные люди, уверяю вас!

Однажды я стоял возле магазина «Карфур» на Пушкинской улице. Раньше я мог зайти в магазин. Теперь не могу. На руле у Коня висел Юлин рюкзак – оранжевый, который мы купили не так давно в магазине «Вайкики». Я думаю, что моя одежда, мой вид и этот рюкзак (не говоря уже о самом Коне) должны показать людям – что я не нуждающийся, совсем не нуждающийся человек. Но, поди-ж ты…

Ко мне внезапно подошла женщина и сунула мне деньги. Я тут же показал ей – нет, не надо, я вполне обеспеченный человек. Она посмотрела на меня. И… смутилась. Я её понимаю. Она привыкла помогать людям в их несчастье. Но я считаю, что в моей жизни случилось великое счастье. Я до сих пор жив – хотя давно мог умереть. Разве нет?

Она ушла. А через мгновенье подошла и подарила мне церковную свечку. Сказала, что мне это на счастье. И я не смог от этого отказаться.

Такие истории происходят с нами постоянно. Я уже не огорчаюсь из-за них. Я понимаю людей, которые готовы со мной поделиться своими деньгами. Я же готов с ними поделиться радостью жизни, оптимизмом, конфеткой… Да, чем угодно! Это очень хорошие люди. И у них добрые сердца.

Скажу ещё, что мы встречаем этих людей почти каждый день. Но в Ботаническом саду как-то не принято (слава богу) подавать. А в городе наоборот.

Всем этим людям, которые приветили меня, которые поделились со мной деньгами – я говорю «огромное спасибо»! Не надо мне денег. Но ваше участие – стоит любых денег, любой суммы. 

Будьте непременно счастливы. И та девочка, которая попыталась дать мне два лари. И те мужчины, которые остались неравнодушны к моей «беде».

Скажу лишь, что это не беда. Вот состояние ничегонеделания – это беда. Когда тебя затягивает вниз некая трясина, когда не хочется жить, когда нет ни к чему интереса – это беда.

А у меня – всего лишь некоторое осложнение жизни. Остальное – всё нормально. Я и раньше-то, если честно, ходил с трудом. Сейчас не хожу, но езжу. И езжу гораздо быстрее, чем можно ожидать.

Дай бог, чтобы меня не подвёл мой Конь. А так – все нормально. Всё, как говориться, «пучком».











 

На снимках – наш чудесный город Батуми. И наши прогулки по нему… А Ботанический сад может чуть-чуть подождать. Всё-таки смена сезонов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий