воскресенье, 3 декабря 2023 г.

Южная Корея

В минувший четверг, в последний день месяца (30 ноября), мы, как обычно, отправились в поход по Ботаническому саду. На этот раз мы пошли по не самому продолжительному маршруту – в этнографический уголок, место, где растут, помимо всего, папоротники и самшиты. Место очень хорошее. И мы его любим… На обратном пути, когда мы проходили прудик с рыбками (которых мы понемногу подкармливаем), мы увидели… как вы думали – кого? Нет, не военных. Нет, ни начальство. Мы увидели гостей из Южной Кореи, которые, тем не менее, говорили на превосходном английском языке. Судя по всему, это был руководитель какого-то ботанического сада. Или какого-нибудь сходной организации (с нашей, которую представляем мы – Юля и я, хотя мы ничего не представляем). 

С корейцами шёл заместитель директора Ботанического сада – чудесный человек Давит Каразишвили.

Всякий раз, когда я его вижу, я стараюсь сказать ему какое-то доброе слово. И всякий раз понимаю, что ничего, по сути, не сказал. 

Дело в том, что он очень занятой человек. Приезжает на работу на своей машине. По дорожкам самого Ботанического сада, в основном, ходит пешком. Но иногда и разъезжает на электросамокате.

Под его началом работают все научные сотрудники Ботанического сада. Поэтому я его и знаю – что он руководит ими. Но с другой стороны, они все явно стоят друг друга. Все научные сотрудники, начиная с Джуди Джокели и заканчивая юной девочкой, поступившей работать в Ботанический сад только, скажем так, «вчера», знают его и любят. 

Да его невозможно не любить. Он очень хороший человек. Очень-очень (как и его непосредственный руководитель – директор Ботанического сада, которого мы тоже знаем, но чуть меньше).

И вот – Давид Каразишвили повёл по дорожкам сада эту южнокорейскую «команду». Было видно, что корейцам сад очень нравится. А попутно всех уборщиков поставили на уборку засыпанной листьями территории, которая осталась после вселенского шторма (было такое дело).

Мы поздоровались с ними – ещё не понимая, что к чему. Но потом стало ясно, что дело именно в этом. Что дорожки подметают для корейских гостей…

Да, не стоит думать, что это какие-то особые гости, которым так или иначе пытаются потрафить. Нет, дело не в этом. Просто сильный ветер навалил на дорожки листьев. Ну, их и стали убирать – к началу рабочего дня. Всё нормально.

Эта уборка нас чуточку удивила. Дело в том, что в этом месте обычно убирает дорожки наша Лида. Она работает в одиночку. А тут собралось не менее шести уборщиков – что нам показалось как-то… сомнительным, что ли? Потом оказалось, что Лиду поставили на уборку дорожек рядом с административным зданием (рядом с домом Татаринова). И здесь, как оказалось, место тоже очень серьёзное – не менее, чем на дорожках с верхнего входа.

Вообще, вся территория Ботанического сада очень хорошо ухожена. Абсолютно всё, что здесь находится, подстрижено, привито, красиво сформированы кроны и так далее. Мы даже подумали, что в любом случае – если бы мы гуляли по Ботаническому саду раз или два в году – мы бы поразились чистоте, царящей здесь. Действительно, всё очень ухожено – так, как это и должно быть в Ботаническом саду.

Более того, если мы прогуляемся по части кавказского леса – того, что лежит в стороне от любых дорог, на горе, то и там мы увидим следы уборки людей, покошенную траву, вырезанные высохшие деревья и посаженные на их место новые. Кстати, эти деревья посажены не вчера и не позавчера – а около 10-15-20 лет назад. И сейчас они давно уже взрослые растения. То есть всё, что тут растёт, цветёт и плодоносит – растёт, цветёт и плодоносит благодаря этим людям. И только благодаря им…

Да, это и есть Ботанический сад – та площадка, на которой всё растёт вроде как и само собой. И только чуть присмотревшись, ты видишь, что всё насажено самым лучшим образом. Здесь плодовые деревья. Здесь – самшиты. Здесь – магнолии. 

Более того, чуть присмотрись – и увидишь такие чудеса, как бананы. Или киви. Или фейхоа. Или китайские чаи (очень хорошие, кстати – сейчас они все зацвели и сбору по этой причине не подлежат). 

Всё это мы наблюдает с большим интересом. Например – за мёдом, который сохраняется в 20 или в 25 ульях, стоящих на подставках. Эти улики недавно были вывезены куда-то в горы. Там из них откачан горный мёд. И улики возвращены сюда, в Ботанический сад. И уже третий месяц (примерно) они приносят мёд ещё и тут.

Или цветущие османтусы – которых здесь очень много, если судить по запаху. Но есть и настоящие маслины. Просто им здесь не очень-то комфортно – из-за высокой влажности (но они здесь спокойно вызревают). 

Или павловния, магнолии, другие цветковые растения (названия которых я просто не помню – извините меня за этот недостаток). Да, мало ли? Вон – сколько высажено мандаринов, которые, наконец, созрели и из сейчас убирают…

Короче, мы вышли к бассейну – где кормим рыбок… И тут я должен рассказать об этих забавных созданиях.

Дело в том, что всю молодость я провёл за разведением рыбок. Я очень любил аквариумных рыб, держал аквариумы и разводил в них растения. Всё было так, словно я никогда не прекращу выводить их… Но случилась одна беда. У меня родился сын. И внезапно простудился. К нам домой пришёл детский врач, который увидел мои аквариумы и тут же сказал – надо убрать, иначе будет совсем плохо… И я их за два дня убрал. Просто раздал ребятам, с которыми дружил. И думал, что на этом всё, что я коллекционировал и собирал, было закончено.

Оно, действительно, было закончено – аквариума я больше не заводил. Но постоянно на него засматривался. У меня же в институте были аквариумы. И, учась на зооинженера (такой специальности, насколько я знаю, уже не существует), я держал дома аквариумы.

Так вот – сейчас я неравнодушно «дышу» к рыбкам. В основном, в прудах живут «золотые рыбки» - видовое название «серебряный карась». Обычные китайские холодноводные караси, которые очень легко приручаются, имеют разнообразную окраску, разные разновидности (с утолщением по бокам – как у обычных рыб, и с утолщением в голове – тогда они называются «телескопы»). Все они живут в открытых резервуарах с водой. И многие из этих рыбок могут содержаться так, как они содержаться в озёрах – то есть смотреть на них нужно не сбоку, а сверху. 

Ещё скажу, что эти рыбки очень дружелюбны и морозоустойчивы. Они живут повсюду – там, где есть немного воды. Очень популярное семейство.

Но есть ещё одно семейство карасей. Оно называется (видовое название) «золотой карась». То есть это обычные наши караси – которые являются дальними родственниками для золотых рыбок. Они не так интересны, как золотые рыбки. Но очень живучи. От обычных рыбок их отличает нежелание что-либо клевать в заливных озерцах – там, где они живут год или два.

Кстати, эти караси крупней золотых рыбок. И они не бывают разной величины. В какой-нибудь канаве, залитой во время разлива, живут караси одного размера – с ладонь руки (одногодки) или с две ладони руки (двухлетки).

Но то, что они здесь живут, не значит, что они тут же и ловятся. Для этого нужна хитрая стратегия – их выгоняют на мелководье и тут уже перелавливают, чтобы позже зажарить… Кстати, ещё одной характеристикой этих рыб является жуткий запах от них. Рыба пахнет тиной. И ей необходим какой-нибудь соус или жидкость доя вымачивания (с уксусом или с разнообразной ароматной травкой).

Я всё это знаю – но знания эти носят примерный характер. Дело в том, что рыбы я не люблю. Совсем. Это не мой продукт, извините…

Да, так вот – мы вышли к этому прудику. Я помахал рукой завтракающим рыбкам – договариваясь с ними о следующем кусочке хлеба, который я захвачу на завтра. И тут мы увидели эту группу корейцев.

Каразишвили тут же рассказал корейцу кто я такой. Он говорил с таким жаром, что мне стало немного неудобно. Я улыбнулся на вопросы корейца – поскольку ничего рассказать толком не мог. А Юля, соответственно, отвечала на его вопросы.     

Он спрашивал по-английски. По-английски она ему и отвечала (я же просто «давил на несознанку» - поскольку ничего толком объяснить не мог).

Он спросил её – кто нам подарил этот транспорт. «Никто», - ответила Юля. – «Мы купили его сами».

Возможно, он спросил об этом как-то иначе – мы не очень-то поняли. Но то, что он говорил абсолютно грамотно – было очевидно. Похоже, это был какой-то высокопоставленный чиновник (а не русский придурок – это мы уже поняли). 

Он спросил – «почему я каждый день приезжаю сюда». Юля немного подумала и сказала – «потому что нам здесь очень нравится». Я немного покивал. Юля показала – мол, нравится, нравится.

Тогда он спросил – «чем они могут нам помочь». Мы ответили, что ничем. И пожелали корейцам хорошей дороги и отличных впечатлений…

Я не знаю – перепутал ли я чего-то или разговор, действительно, пошёл в эту сторону. Юля потом сказала, что я должен был снять перчатки с рук – когда здоровался. А я забыл их снять. Мне просто было чуть прохладно – поэтому я их и надел…

Эти корейцы – самые хорошие люди, которых мы встретили в Ботаническом саду… Заметим – встретили в последний день ноября. А так – мы встречаем здесь множество гостей. Видели мэра города Батуми (очень импозантный человек, который понравился мне своей компетенцией). Видели японских «засланцев» (из посольства, которое взяло на себя продвижение японского сада). Видели других официальных лиц… И эти корейцы – очень хорошие люди, с которыми мы всё-таки поговорили…

Каразишвили всё-так получил от меня несколько добрых слов. Я просто тронул его и сказал: «Я очень давно хотел вам сообщить, что вы отличный человек». Он немного растерялся, но тоже произнёс: «И вы тоже».

Теперь я у него не в долгу… Но при случае – непременно ещё раз поблагодарю его и за встречу с корейцами, и за эти ежедневные хождения в Ботанический сад…

Да, вы знаете – откуда он родом? Из Боржоми. И мы очень хотим туда съездить. Вот только пока не в курсе – как именно. 

Но съездим непременно – поскольку в таком месте могут жить такие превосходные люди, как наш Давит Каразишвили…

Говорю же – чудесный человек. Очень знающий, очень грамотный, очень образованный. Кстати, мой недавний знакомый Николай Рухадзе тоже его друг. И я знаю, что это не напрасно…

Да, и ещё – этот корейский начальник по корейской (как оказалось) экологии подружился с Юлей. Ему очень понравились её снимки. И правильно – она снимает очень хорошо. 

Так что впереди у нас будет ещё и не такое.

 

 







На снимках – Ботанический сад. Золотая осень… Ой, нет! Золотая зима.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий