суббота, 23 декабря 2023 г.

Зима… А снег когда?

Вопрос стоит прямой – у нас началась зима. А вокруг всё зелено и даже кое-какие растения начинают зацветать… Что же это такое? А снег этой зимой будет или нет? И вообще - что это за зима такая? Как-то нехорошо…

Что мы на это ответим? Мы не любим зиму – вообще. И поэтому радуемся, когда у нас нет снега и зима проходит при относительно положительной температуре. Но это мы. А другие огорчаются из-за того, что невозможно поиграть в снежки, соорудить снежную бабу, поиграть со снегом и – так далее. Им-то как быть?

Давайте разберёмся. Летом, когда был «проклятый месяц» чоруга (или чорук – так вернее), многие из приезжих радовались – мол, смотри, «какая чудесная стоит погода».  Ветку в землю воткни – и она прорастёт. И никто не думал в тот момент, что зимой наступят холода.

Хотя, с другой стороны, какое отношение чорук имеет к зиме? Никакого. Это два диаметрально противоположных явления. И Батуми в этом случае здесь абсолютно ни при чём. (Это я на всякий случай вас предупреждаю, что ругаться или обижаться тут в любом случае бессмысленно – как будет с зимой, так и будет).

Чорук – летний месяц, который начинается с середины июля по середину августа – бывает в Батуми каждый год. И зима здесь бывает каждый год.

Зимой случается, что выпадает снег – дня на два или на три. Иногда и на день. иногда вообще не выпадает (такое тоже бывает). Но отследить какую-нибудь закономерность невозможно. Это немыслимое дело.

По этой причине я и говорю – просто принимайте всё, как есть. Есть снег – радуйтесь ему, играйте в снежки, катайте снежных баб. Нет снега – тоже радуйтесь тому, что его в этом году не будет. В любом случае радуйтесь. Огорчиться по любому поводу вы сможете и так – без снега или со снегом. В чем, собственно, вопросы?

Подготовив вас к бесснежной зиме (хотя я не знаю – будет ли снег этой зимой, или не будет), перейдём к другим темам.

У нас всё наши соседи съехали в гости. Остались только Хасан и мы. Так что если в доме пропадёт свет, исчезнет газ или случиться что-нибудь ещё – мы даже не знаем, что предпринять.

Что случилось с нашими хозяевами? Тут надо чуть отступить – чтобы вам было всё понятно.

Некоторое время назад дочку вдовы покойного брата Закро взял замуж один тбилисец. Он приезжал в дом к Нато (её муж умер в 2020 году – в год нашего приезда в Батуми, его звали Давит, ему было всего около 50 лет). И очень всем понравился.

Они сыграли свадьбу (на которой молодой муж взял жену на руки и понёс на руках к дому – мы все раскрыли рты, увидев это). И теперь приглашают всех родственников жены к себе в гости.

Но тут ещё одна оговорка. У них есть квартира в Тбилиси, но очень небольшая. И в гости они пригласили всех в свой дом, который находится в Дманиси, город или село в полутора часах езды от Тбилиси на машине. Вот туда они все и поехали.

Теперь – кто поехал… Закро со своей семьёй. Семья Хасана (мы не знаем, кто именно). Нато, которую мы видели вчера днём. Семья Левана. И кто-то ещё (мы не знаем, поехала ли туда же Тамара или нет).

На сколько они отправились в гости? На несколько дней. Предположительно – вернуться в понедельник (то есть 25 декабря, на католическое Рождество). Но этот как получится. 

Дело в том, что на эти дни прогноз погоды пообещал снова шторм, дождь и другие катаклизмы. Они начнутся прямо сегодня – во второй половине дня. В Тбилиси будет то же самое. И наши соседи угодят под ливень – от которого их спасёт крыша над головой (автомобильная, а потом и та, которая есть в доме). То есть особо им ничего не угрожает – хотя это и не совсем приятно, угодить под дождь, когда ты в гостях.

Но что делать? Приглашение в гости – это приглашение в гости. Если тебя пригласили – надо ехать. И они ни секунды не сомневались.

Осталась только наша проблема. А что если у нас прекратит течь вода, исчезнет электричество или прекратит поступать газ? А на улице зима. И долго мы так не протянем…

Ситуация складывается аховая. Но – во-первых – она ещё не сложилась. Во-вторых – не может быть такого, чтобы всё произошло сразу (я имею в виду отключение электричества, отключение газа и, наконец, воды – за которую мы не платим, поскольку она прямо под нами, из родников). И в-третьих – а что же Дато, сын Ливана? Он остаётся (вроде бы) с нами. Или даже Хасан – он точно никуда не поедет. И вообще – а что, если ничего экстраординарного не произойдёт? Тогда что?

И я отвечаю сам себе – да, ничего. Мы будем жить, как жили. Даже если и что-нибудь этакой случиться – мы не пропадём. У нас есть тёплые одеяла, есть кое-какая еда, есть по крайней мере вода. Так что всё нормально… Это я просто обрисовываю – как нам непросто жить «в глуши», отдельно от Батуми (хотя, говорю я вам – мы именно этого и добивались в своё время, и сейчас очень счастливы, что живём не в самом городе, а отдельно от него).

Переключаюсь на другие события… У нас пасмурно (хотя вчера и было солнечно). И это издержки зимы. Зимой тут вечно такие перемены – то солнечно, как летом. То темно – как зимой.

Мы готовимся к Новому году… До него ещё есть целая неделя (немного больше, чем неделя, но это неважно, поскольку больше всего на один день). и нам надо купить чичелаки (это такая народная фигня, которая ставится в доме вместо ёлки – нам с Юлей эта штука очень нравится). Докупить различных продуктов – мяса, овощей, того, сего.

Зачем нам мясо? Чтобы сделать буженину. У Юли идея-фикс, которую я одобряю. Впрочем, может и не буженину, а, скажем, сациви. Или ещё какое-нибудь экзотическое блюдо (типа хинкали – хотя мы делаем сейчас пельмени, которые на хинкали не похожи, разве только по вкусу). 

Далее – вино мы уже купили. Вино отличное – бутылку ёмкостью в 350 граммов. Да, это чуть больше, чем нам надо. Но мы и планируем устроить небольшую попойку (с битьём морд, с грязными разговорами, с другими хулиганскими событиями). 

Честно говоря – всего этого в нашем празднике не будет. А будет всего лишь немного (совсем немного – по одному бокалу) вина. Небольшая закуска. И в остальное время мы будем спасаться от обстрелов… от пальбы в воздух грузинских празднующих. Представьте себе – у нас это тоже случается, но не в таком масштабе, как в Батуми. Там все собаки просыпаются первого января в жутком страхе – словно это стреляли именно в тебя. Хотя цели у этих обстрелов нет. Стреляют в кого угодно – лишь бы не в животных и не в людей.  

Теперь – почему в понедельник будет не такое Рождество, как на Западе, в Америке или в Турции? Потому что здесь, в Грузии, живут православные граждане. Они верят в Христа (хотя и носят до сих пор по два имени – нашего Хасана зовут ещё и Нодари). Рождество они справляют почти также, как и Новый год… Ну, может быть чуть менее пышно. А Новый год – как положено.

Совсем другие обычаи у католиков (которые в Грузии тоже немного есть – недаром главный храм Батуми так напоминает католическую кирху). Здесь главное событие – Рождество Христово. Он справляется 25 декабря, перед новым годом. Именно в этот день все дарят друг другу рождественские подарки, выпивают, празднуют, устраивают торжественный стол.

Новый год – праздник более семейный. И на Западе он тоже справляется – но по-семейному. И на Новый год тоже дарят подарки, но менее значимые, чем на Рождество (например – на Рождество тебе могут поднести новый iPhone или компьютер Mac, а на Новый год какую-нибудь ерунду типа майки или праздничных носков). 

У нас с Юлей мало кому можно преподнести что-нибудь этакое. Она запанировала (на Новый год) испечь всем вкусных пирожков из слоёного текста (для всех, кроме меня). И мы обойдём всех, кто будет в это время дома – Закро, Хасана, Шарену, Тамару, Нато. Короче – всех, кому мы сможем подарить наши пирожки (а Юля мастерски умеет их жарить, печки-то у нас тоже нет, поэтому мы планируем сковороду, а не духовку).

Одновременно мы что-нибудь выпьем с Закро. Я понимаю – мы сделать этого, наверное, не сможем (из-за меня). Но Юля взрослый человек. И ей пить очень даже можно (если отбросить глупые ограничения, которые она накладывает сама на себя, опять же, из-за меня).

Короче – с этим проблем не будет…

Что мы будем кричать на Новый год? Что-нибудь по-грузински – поскольку мы празднуем Новый год в Грузии. Что-нибудь вроде «гамарджос»! Или как-то так (я пока не в курсе, какие слова следует произносить). 

Что будем желать Закро, Эке, их славным дочерям? Всего самого доброго – чтобы они в жизни были только такими же добрыми, какими их сделала судьба, чтобы они были также чутки к близким людям, чтобы были также дороги всем, кто так или иначе ценит их.

А ещё мы пожелаем им быть такими же отличными хозяевами – которые становятся родными тем, кого раньше совершенно не знали (то есть нам).

По-моему. самое лучшее пожелание из всех, придуманных мною…

Да, а что у нас с магазином книг?

Всё нормально. Магазин есть. Он работает. Но ни одной книги пока не продано.

Я не знаю – что ещё можно сделать. В «Фейсбуке» сделал свою страницу («Магазин книг Николая Надеждина»), в «Инстаграмме» - тоже. Попробовал в Телеграм и в Твиттере – получилось, но вышла какая-то ерунда… 

Сейчас выставляю (неспешно) свои книжки на продажу в «Амазон» - в главном магазине в США. Но понимаю, что здесь русская литература не прокатит. Нужны книги на английском языке. И я задумался – может переводить книжку, подвёрстывать её под общую обложку? И в этом случае покупатель получит сразу и англоязычный вариант книги, и оригинал на русском языке? 

Мне этот вариант кажется более-менее перспективным.

А книги очень хорошие. И я, перечитывая их сегодня, часто сдерживаюсь – чтобы не зарыдать… Чёрт знает что! Стал плаксивым на старости лет. Хотя и понимаю – книги написаны с душой, в них много меня самого, такого, как есть. И это заставляет меня сдерживаться – когда мне хочется зарыдать…

И ещё – мы готовимся к новому шторму (к тому, что будет после «шторма столетия»). И понимаем, что это может произойти в любой момент, а может и не произойти.

Мы на всякий случай забаррикадируемся у себя дома – чтобы остановить бушующие волны (хотя от нашего дома до уровня моря более 250 метров расстояния). Но мало ли? А вдруг? 

Закро оставил около нашего дома целые деревья мандаринов, апельсинов (они называются «портохали»), лимонов. И мы не знаем – когда всё это мы съедим. Пока собираем всё в свой «загашник». Поэтому каждый день мы питаемся самыми свежими фруктами.

Такая вот, понимаешь ли, петрушка… Кстати, она у нас тоже есть – на собственном огороде.

Вот что ни возьми – всё у нас есть. 

А говорим, что плохо живём. 










 

На снимках – наш Ботанический сад. В последнее время мы туда почти не ездим. Ну, разве что раз в неделю… А иначе не получается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий