воскресенье, 17 декабря 2023 г.

Прогулка к дому Д`Альфонса

Сегодня мы в Ботанический сад не идём. Но на прошлой неделе – ходили. Причина, по которой мы сидим дома – Юля болеет. У неё, скорей всего, грипп. Но я не заболел. Значит (думаю я), у меня отличный иммунитет. Но сам в Ботанический сад я ходить не могу и не хочу. Только с Юлей… Так что мы подождём, пока она выздоровеет.

Сегодня с утра идёт холодный дождь. Но холодный он относительно. В Москве, к примеру, «дожди» совсем другие. Они снежные, очень противные, очень холодные и, вообще, малоприятные. 

У нас дождь прохладный – скажем так. И это совсем не снегопад (хотя в ближайшем будущем мы ждём и снегопада, он тоже должен быть). В это время мы сидим дома. У обоих есть компьютеры. У Юли – свой, у меня – свой. Оба Мака (это понятно). Но у Юли на процессоре М1, у меня старый 2014 года выпуска на процессоре intel (2-х ядреный, Core i5). Частота процессора… не знаю. Сейчас гляну в технических характеристиках… 2,8 Гигагерца (ничего себе!). 

Видите – какая у меня машина? У Юли, кстати, частоту процессора я просто не знаю. Это процессор особый, он построен по технологии ARM. И он очень производительный, очень долгоживущий, не греется (от слова «совсем»). И вроде бы он не предназначен для ресурсоёмких задач. Но все задачи, которые мы запускаем, нагревают процессор Mac mini – то есть моего компьютера. И никак не сказываются на компьютере Юли (это MacBook Air M1 младшей конфигурации, то есть с SSD 256 Гигабайт и с сокращённым на одно ядро графическим процессором). 

Так вот – компьютера Юли хватит на годы. Моего компьютера уже не хватает. Правда, я понимаю это. И уже не устанавливаю операционные системы под неподходящий компьютер – то есть на мой. Но, вы понимаете, это на самом деле совсем не то, к чему я стремлюсь…

Короче, мы работаем на хороших компьютерах. И каждое утро (кроме этого, ненастного) выходим к Ботаническому саду. Мы гуляем там часа два. И приходим снова домой, после чего начинаем обычную работу.

Так вот – сегодня у нас выходной день. я пишу только текст для вас (этот блог). И всё, больше ни над чем не работаю. Юля тоже – старается приготовить завтрак (хотя и кашляет). Она приболела. И я беспокоюсь за неё. Как нам пережить это заболевание? Одно дело – когда болею я. Это она осилит. Но я осилить то, что болеет она, могу с большим трудом (если смогу вообще)…

Ладно, давайте поговорим о приятном. 

Недавно мы два раза сходили к дому Д`Альфонса. Мы, если честно, около года там не появлялись. Оказывается, Юля думала, что пройти мимо дома – там, где стоит фонтан с рыбками – мы не сможем. Дескать, там стоит ступенька, которую нам надо преодолеть.

Дело в том, что по этой дороге, мимо фонтана, на боковую дорогу, мы никогда не выходили. Шли исключительно прямо – либо мимо самого дома, либо по самой дороге. И там всё нормально, пройти можно… Но как же пройти от фонтана по боковой дороге?

Оказалось – так и пройти. Никаких ступенек там нет. Юля, когда это обнаружила, ужасно обрадовалась. И у нас появилась возможность ходить мимо дома Д`Альфонса, в котором рабочие Ботанического сада по утрам пьют кофе.

Здесь полно наших друзей – которые относятся к нам с трогательным отношением, проявляющееся к недавним инвалидам. Я понял это не сразу. У нас, в России, к инвалиду отношение… никакое. Инвалид – значит, дурак. Надо сохранять своё здоровья и не терять конечностей. Это в России.

А здесь, в Грузии, всё наоборот. Ко мне относятся так трогательно, что я просто теряюсь. Например, наш хозяин Закро и его супруга Эка. Или Хасан (у него есть ещё имя Нодари). Его дети – Гиогргий, Мака, Инга (её мы видим редко, но она нас тоже любит). Его супруга Гуло. И все, кого мы знаем – это просто чудесные люди, я в этом уверен.

Дело, конечно, в эмпатии. Люди, совершенно незнакомые, подходят ко мне в Махинджаури с целью поговорить. Из них далеко не все владеют русским языком. И тогда мне приходится использовать наполовину грузинский язык (наполовину – потому что я его не знаю). И иногда ко мне подключается Юля – если она находится рядом.

Эти разговоры касаются моего красного Коня, моего самочувствия (оно вполне нормальное, не беспокойтесь). Чаще всего меня предупреждают – дескать, «мы тут рядом, и, если потребуется помощь, только свистни». Я благодарю этих людей. И, конечно, не свищу. Зачем – если всё нормально?

Эта эмпатия – самое главное, что есть у грузин. И это трудно переоценить (особенно в моём положении).

Совсем другое дело касается самих грузин – их чаяний относительно европейского сообщества, цен в евро, прочих ожиданий.

Недавно европейцы зачислили Грузию в число кандидатов в члены Европейского сообщества. Мы этого, честно говоря, не ожидали. Мы понимаем, что есть определённые сложности. И что их надо преодолеть… Но преодолели же! Или преодолевают – если смотреть на эту сторону грузинской политики. 

В «Фейсбуке» тут же появилась фотография, где цены на мандарины проставлены в евро. То есть по 2 и 3 евро (что намного выше, чем цены на мандарины в лари).

Я понимаю всю абсурдность этого – поскольку цены на мандарины не могут быть в евро, когда хлеб, молоко и прочие продукты продаются за лари. Но тут указана сама тенденция. И скоро, гораздо быстрей, чем нам кажется, эти цены будут европейскими. И зарплаты тоже станут европейскими. И сама жизнь будет вполне европейской… Наверное, будет. Я в это верю (хотя когда именно, этого мы вообще не знаем)…

Вернёмся к дому Д`Альфонса. Этот дом уже не выглядит так, как выглядел раньше. Мы с Юлей уже не думаем, что именно Д`Альфонс стал неким «волшебником», превратившим батумский бульвар в то, чем он стал. Скорее всего, это были другие люди – более настроенные на работы и меньше на почести.

Что касается самого Д`Альфонса, то – во-первых – сработала его французская фамилия (хотя он был, скорее поляком, то есть русским подданным). Во-вторых - сработали деньги – которых у него совсем не было. Ив-третьих - сработала недосказанность, в которую поверили люди того времени.

Действительно, француз (на самом деле русский с польскими корнями), отслуживший в армии (он не служил ни одного дня), получивший возможность построить свой дом (это интересная история, в которой мы ещё разбираемся – скорей всего речь идёт о какой-то афёре). И в результате получивший должность городского садовода (не имея никакого образования – заметьте). Женившись и через семь месяцев умерев от таинственной болезни в 42 года.

На его место пришёл генерал Барятинский, который женился на его вдове. Он-то и заполучил этот дом, который соответствующим образом обустроил. О самом Д`Альфонсе больше никаких сведений нет. Не известно даже где он похоронен. Говорят, что где-то в Ботаническом саду. Мы облазили абсолютно всё – и ничего не нашли. 

Странно это. Но с Барятинским тоже понятно, почему не получилось у батумского начальства. Барятинский – русский генерал. И он осуществлял то, что понравится грузинам не могло. Отсюда и неприятие. Мы это понимаем.

С другой стороны – личность Д`Альфонса очень привлекательна – в том плане, что от него осталась всего одна фотография. Нет, не с женой или с детьми. На ней он сидит за столом и пьёт кофе. Эта фотография воссоздана в памятнике на батумском старом бульваре и рядом, в гостинице (этот памятник сделан из гипса – он полностью повторяет бронзовую фигуру, выставленную у входа на бульвар).

Вообще, честь создания бульвара должна принадлежать Гордезиани и другим садоводам. Их имён мы пока не знаем. Но они есть.

Обычные очень хорошие, трудолюбивые люди, работавшие рядом со своими домами – поскольку они, эти дома, стояли в Ботаническом саду. Это были маленькие сёла. Возможно, одно село – которое называлось Сахалвашо или как-то так. Мы этого по-прежнему не знаем. Но видим, что у этого места очень долгая история…

Мы снова прошли мимо дома Д`Альфонса. Поговорили с вышедшим грузином – нашим другом. Пожелали ему хорошего здоровья. Обошли фонтан – где плавают рыбки. Покормили их чуть-чуть чёрным хлебом (они не притронулись к хлебу – не знали, что это такое). Посмотрели на большую айву – плоды которой до сих пор висят на ветвях ближайшего дерева. Прошли к боковой дороге, где нашли спелые плоды киви (настоящего киви, увы, довольно сладкого – мне его нельзя даже пробовать). 

Потом отправились по боковой дороге, которая выходит этаким зигзагом к туалету. И тянется дальше – к административному зданию, дома Татаринова.

По этой дороге мы выходим к верхнему выходу. И на этот раз идём домой, поскольку мы выполнили всё, что запланировали. Мы посетили дом Д`Альфонса…

Рядом с этим домом мы были два раза. Будем и ещё – когда позволит погода. Это очень хороший маршрут. Правда, мы не увидим парка, который разбит в новозеландской части сада (мы его очень любим). Не увидим нижней части – папоротниковой, где льётся небольшой водопадик и стоит крыша, под которой находятся модели аджарского жилья. Не увидим белого дома – бывшей школы, в которой сегодня работают научные кадры сада. Не увидим роскошной библиотеки – которая работает и сегодня. Мы не увидим японского сада, могилы Гинкула и всего, что находится внизу – к выходу из сада на Чакви.

Но всё-таки это самая древняя часть сада – его нижняя часть. И здесь стоит самый старый дом Д`Альфонса – который был построен, когда никого здесь ещё не было (ни Татаринова, ни каких-то других людей, вроде Краснова). 

Интересно, как Д`Альфонс добирался до работы из своего дома в будущем Ботаническом саду? Машин в ту пору ещё не было. На лошадях? Но эта дорога занимала пару часов, если ни больше. И шла по узкой тропке мимо древних домов, которых уже нет.

Вы знаете – мы не против того, что здесь был Д`Альфонс, или его здесь не было. Мы хотим понять – как здесь было на самом деле. Кто, действительно, породил идею будущего батумского бульвара? Кто решил, что его дом будет частью Ботанического сада? И как всё это согласуется с личностью Д`Альфонса (если согласуется)?

Нас интересует истина. И потом, совсем немного, мы хотели бы узнать – кем же был на самом деле Д`Альфронс? И был ли вообще (если был)? 

По-моему, это очень интересно. Как и личность Краснова – человека, породившего саму идею географического Ботанического сада, который с его лёгкой руки начался более ста лет назад и разрастается до сей поры.

Но личность Краснова – это не загадка. Это, по-моему, настоящая отгадка. Этот человек стоял у начала Ботанического сада Батуми. И должен был неким образом повлиять на создание батумского бульвара… Нет?











На иллюстрации – Ботанический сад. Краски глубокой осени. Или даже зимы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий