воскресенье, 27 ноября 2022 г.

Ещё раз в Озургети

В четверг 24 ноября 2022 года мы ещё раз съездили в Озургети… Сейчас расскажу, как было дело. Но сначала сообщу, что Озургети нам очень нравится. Город хороший – небольшой, аккуратный, очень чистый. И очень дешёвый. Здесь работает роскошный рынок, который обслуживает население (всего-то меньше 15 тысяч человек). И роскошный драматический театр. А также краеведческий музей, где хранится шпага Наполеона, которой он пользовался в молодости (только эту шпагу мало кто видел). Так написано в «Википедии». И мы этому мнению охотно верим.

Почему мы выбрали именно Озургети? Дело в том, что мы иногда подбираем себе место, где можем жить. И здесь жить можно очень дёшево. И жить по-грузински – наплевав на все условности нашего бытия. Правда, это случиться если Закро нас попросит съехать. Но… он этого не попросит. Я в этом просто уверен. 

Так вот – мы отправились в Озургети ещё по одной причине. Приехав в город, мы запланировали поездку на такси в деревню Хидистави – туда, где когда-то жил писатель Нодар Думбадзе.

Вы помните этого писателя? Я – отлично помню. И считаю его одним из лучших грузинских писателей современности. Тонкий юмор сквозит в его книге – «Я, бабушка, Илико и Илларион».  

Между прочим, у Думбадзе была тяжёлая история начала жизни. Его отца, мать и двух его родных братьев при советах арестовали, сослали в ГУЛАГ. Об этом он в своей книге не пишет. Но можно догадаться – почему он воспитывается бабушкой в деревне. А родителей (и братьев) вроде как совсем нет.

У Думбадзе была трудная история и последующей жизни. Он писал много. И много публиковался. Но правительство его не очень-то любило. Ему постоянно доставалось от власти – за описание пьянства, которое он «допускал» в своей книге. За отсутствие описания войны (а как он мог её описывать – если его родители и братья в это время сидели в тюрьме?). 

Но у Думбадзе была очень верная жена. Она его и держала на нашей земле – не давая ему умереть. Он прожил целых 56 лет. И умер после 4-го инфаркта в 1984 году.

После него осталось двое детей (один сын, он был третьим ребёнком, умер в возрасте 5 лет). И сам Нодар Думбадзе был похоронен в Тбилиси – где жил во взрослые годы. Его именем сегодня названа улица в Старом Батуми. Есть улица его имени (наверное) и в Тбилиси.

Я знал книги Думбадзе. И я их очень любил (и люблю до сих пор). Но эту книгу – «Я, бабушка, Илико и Илларион» - я чту, как самую смешную и самую честную книгу о временах войны (Второй Мировой). 

Уникальный писатель. Ничуть не хуже Сергея Довлатова – ещё одного писателя, который запал мне в душу (и книги которого я знаю едва ли наизусть)…

Короче, мы решили съездить в деревню, где жил Нодар Владимирович Думбадзе. И посмотреть – как он жил с бабушкой и как написал свой роскошный роман (и не только его).

Так мы и сделали. Приехали из Батуми (дорога была до сих пор не доделана, хотя на ней по-прежнему работали люди). Сняли такси – хороший «Мерседес», на котором ездил 70-летний таксист (не знаю, сколько ему было лет, но человек хороший – хотя и очень «советский»). Договорились на 50 лари (столько мы ему и заплатили после поездки). И отправились в эту деревню – километров примерно за 28 от Озургети до Хидистави.

По дороге мы увидели стелу, установленную в память о событиях 1905 года в Гурии. Она была установлена в честь защиты гурийцами от русских казаков, которые решили проучить этих людей. И вошли в Гурию. И – не прошли, потому что гурийцы дали бой. Казаки повернули обратно.

Кстати, это был первый период независимости Гурии. Но он быстро закончился. И в честь этого события здесь и установили это памятник… Но установили его (по нашим сведениям) в 1965 году. То есть в советские времена – что удивительно, поскольку эти события не принято было возвеличивать. Потом мы догадались – почему это произошло. «Проклятое царское прошлое» - вот что сыграло роль. По этой причине памятник и был установлен.

Он стоит сбоку от дороги. Огромная стела, которая поднимается над местностью. И выглядит очень хорошо – со специальной доской на грузинском языке. А рядом с ней – огромное количество бездомных собак, которые выпрашивали у нас поесть. И водитель такси тут же достал хлебушек, немного подкормив собак.

Потом мы поехали дальше. И через некоторое время въехали в деревню. Немного поплутали – когда искали дорогу к музею. И, наконец, нашли… Но не музей. 

Дело в том, что со времён Думбадзе здесь не осталось ровным счётом ни-че-го. То есть вообще – ничего. Ни дома, ни пристроек, ни участка.

Новый дом, в котором расположен музей, находится напротив того места, где когда-то стоял дом бабушки Думбадзе. А на месте самого дома находится пустырь. Точнее – чей-то участок. 

Далее – домик, в котором располагается музей, это самый настоящий «новострой». Здесь, в самом музее, тоже нет ровным счётом ничего, что так или иначе относится к жизни Думбадзе. Ни одной вилки, ни одной ложки – ничего.

Есть только его книги. И его фотографии (которых очень мало). Рядом с музеем стоят стилизованные фигуры его бабушки (которая сильно ругалась на Думбадзе – потому что безумно его любила), самого Нодара, Илико и Иллариона. Но фигуры эти весьма непохожи на нормальных людей. Они сделаны каким-то деревенским «скульптором» - так, как он смог сделать.

Рядом с домиком (в котором и находится музей) располагается какой-то бассейн (в нём нет воды). И выше – ещё один небольшой домик (недостроенный). Во дворе под домом (сам дом находится на возвышении - на своеобразных сваях) уложена плитка. Она уложена частично. И расположены ступени, которые спускаются к своеобразным воротам. Они выходят на улицу – которая упирается в место, где стоял дом бабушки…

Такой вот «музей». Внутрь нас не пустили (там смотреть нечего). И мы, немного побыв здесь и понаблюдав, как люди трудятся, укладывая с машины гравий, поснимали соседние дома, немного поговорили с двоюродным (или с троюродным) братом Думбадзе (их здесь довольно много). Сфотографировали дом, в котором якобы «жила бабушка писателя». Да и отправились в обратный путь.

По дороге нас завезли на мост, где мы немного поснимали реку – ту, что несет на морское побережье Гурии замечательный черный «магнитный» песок (наше Шекветили, где мы в этом году ни разу не были, тоже Гурия). 

Потом мы вернулись в Озургети. Расплатились с водителем. И решили посмотреть – где нам купить… ну, скажем, свиного сала. Дело в том, что в отличие от Аджарии здесь живут исключительно христиане. И они держат свиней – которых совсем не держат аджарцы. 

Идея купить сала была так себе. И мы его не нашли (хотя нам и подсказали, где находится магазин, где им торгуют – «напротив банка», но банка мы тоже не нашли). Короче – мы направились в магазин, под названием «Мой маркет». И здесь продавалось всё, что так или иначе касается еды (и кое-что из посуды, постельного белья, прочего, что так или иначе нужно в доме).

Магазин, заметим, очень хороший. Мы купили здесь чёрного хлеба (мне его есть можно). Варёной колбасы (самой дешёвой, но вкусной). Купили по айрану. По одному крупному яблоку – чтобы съесть их. Одним словом – затарились.

Потом мы отправились из этого «Моего маркета» (по-грузински он называется «Чеми маркети») в сторону остановки маршруток, идущих в Батуми. Эту дорогу я знал лучше, чем Юля. И показал ей, что мы совсем не заблудились. Да, и как в таком уютном, таком хорошем городе можно заблудится?

С нашим таксистом мы даже немного заспорили. Он стал говорить, как было хорошо раньше, при советах. И как плохо сегодня – после коммунистов. Мол, не было богатых (все были одинаково бедными). И это было просто замечательно.

Я ответил, что ту Грузию, которая когда-то была – я не знал и знать не мог. Меня сюда никто бы ни пустил, потому что я из «неправильной семьи». И рассказал ему, что в ГУЛАГе сидели моя бабка, мой дед, мой отец и моя мать. И что я первый свободный человек в своей семье. И только теперь, уехав из России, могу путешествовать – что и собираюсь делать до конца жизни.

Этот дед примолк. Сначала он пытался мне сказать, что «дело не в коммунистах». Но я спросил – «а в ком»? И он не нашёл, что мне ответить. Но спорить не стал. И стал говорить несколько другие вещи – о том, что в Грузии живётся не так и плохо, как он говорит. И что здесь, в Гурии, а точнее в Озургети, семья из Белоруссии купила себе неплохой двухэтажный дом, заплатив за него всего 16 тысяч долларов.

Это было интересно. И я ответил, что в Озургети точно можно очень неплохо жить. И мы рассматриваем этот вопрос самым серьёзным образом.

Потом мы сели в маршрутку. И поехали обратно в Батуми. На всю поездку у нас ушло чуть больше шести часов. В начале четвёртого мы сошли с маршрутки возле туннеля. Дождались своего автобуса. Приехали домой. И тут даже немного поработали…

Самое интересное началось позже, когда Юля стала искать наш телефон. И – не нашла его.

Мы стали думать – куда он мог запропаститься. И пришли к выводу, что у нас его… украли. Точно говорю – там, где мы оставили рюкзак, в магазине «Мой маркет». Дверцу хранилища никто не закрыл. И там оставался человек (который и украл наш бедный телефон).

Так вот – я прошу прощения у того неизвестного человека. Телефон наш никто не воровал. Мы просто забыли его в маршрутном такси, на котором добирались до Батуми. И я признаю свою идиотскую способность «валить всё на воров» - хотя воров в Грузии надо сильно поискать.

Так вот, не найдя телефона и сильно расстроившись, мы решили не медлить и заблокировать наш счёт в банке – чтобы никто с него не смог что-нибудь снять. И нам удалось это сделать – через Шарену, к которой мы отправились. Перед этим мы позвонили Закро и сообщили, что у нас пропал телефон. И мы вынуждены думать о покупке нового аппарата. 

На следующий день мы не пошли в Ботанический сад, а отправились к нашему доктору (его фамилия тоже Думбадзе, но имя Важа). Очень умелый и очень хороший человек, который взялся за мою ногу. И она, представляете, начала заживать…

Так вот – после этого мы отправились в офис нашего сотового оператора, где купили новую «симку» (потому что старый номер возобновить нам не удалось – он пропал… так думали мы). Потом мы съездили в банк и разблокировали свой счёт. Никто в этот день наши деньги не снимал. Мы вздохнули с облегчением.

Потом мы всё-таки купили новый смартфон. Взяли тоже iPhone, но модели SE. Это была хорошая покупка. Сам телефон обошёлся нам не дорого (из-за существенной скидки в этот день – который в Грузии был «черной пятницей»). И несколько долларов (в лари, разумеется) мы потратили на чехол, на прозрачную облатку на экран (для его защиты от внешних воздействий) и на саму «симку» (несколько лари, которые зачислены на наш счёт).

Домой мы приехали с новым смартфоном… А чуть позже нам позвонил Закро. И сообщил, что он нашёл наш смартфон. Да, наш старый аппарат – iPhone 6. Мы оставили его в маршрутке. И его никто у нас не воровал.

Как произошло, что смартфон оказался у Закро? Думаю, история здесь следующая. Водитель не говорит (почти) по-русски. Когда мы звонили на свой телефон, чтобы поговорить с ним – он просто его выключил. А потом включил. И в этот момент ему позвонил Закро. И сказал: «Парень, у тебя наш телефон. Привези его ко мне, будь добр». «Хорошо», - тут же согласился водитель. И тут же привёз его к Закро.

Вечером к нам в домик постучали. И мы увидели самого Закро – который протянул нам наш старый (и очень любимый нами) смартфон.

Теперь у нас два смартфона - старый iPhone 6, который работает, как часы (и будет работать и дальше). И новый – iPhone SE. Мы взяли именно его – поскольку любим простые аппараты. Памяти в этом смартфоне в два раза больше, чем в старом – 64 Гигабайта. Камера чуть лучше – 12 мегапикселей матрица, причём, гораздо крупней, чем наша старая.

Мы решили не отдавать новый смартфон в магазин. Зачем – если мы так удачно его купили? Теперь у нас будет два смартфона – мой и Юлин. Какой из них кому будет принадлежать? Думаю, это без разницы. Я всё равно ничего на его экране не вижу. А у Юли появляется ещё один смартфон – который будет работать в любом случае.

И главное – нам не нужно менять пароли и вход в онлайновый банк. Мы остаёмся со старым смартфоном – на котором всё работает так, как и должно…

Господи – ну и события. И главное – я думал на грузин, что они меня обокрали… Это я сам себя обокрал. И подумал на них.

Простите меня, друзья! Никогда больше я не допущу таких идиотских предположений.

Вы очень хороший народ. Самый лучший из всех. 

Об этом я вам и говорю.











На снимках – наша поездка в Озургети. Четверг 24 ноября 2022 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий