воскресенье, 13 ноября 2022 г.

В гостях у князей Дадиани

Мы съездили в Зугдиди. И побывали во дворце Дадиани, а заодно посетили местный ботанический сад. Дворец оставил ошеломляющее впечатление. Мы не посетили сокровищницу Дадиани – она находится в соседнем доме (брата Дадиани). Но мы ещё сюда обязательно съездим – не в этом, так в следующем году. И осмотрим эти сокровища (среди которых, преимущественно, религиозные святыни). После этого мы погуляли по ботаническому саду – он был создан из парка при дворце Дадиани. И многое из этого узнали о самой семье Дадиани. О попытках работников сада сделать парк настоящим ботаническим садом. Получилось ли у них? По нашему взгляду – нет. Это ни коим образом не ботанический сад. Но отличное место для прогулок. Ровное, просторное, со множеством чистых дорожек.

Поездка в Зугдиди стала очередным однодневным путешествием по Грузии. Мы съездили – начиная с 9 утра (мы сели в маршрутное такси, которое шло аж на Местию, и ждали, когда оно тронется). И заканчивая половиной пятого вечера – когда мы вернулись в Сахалвашо, к туннелю, и направились к нашему автобусу 10-а, который как раз стоял и ждал нас.

Эта поездка оказалась очень комфортной. И очень хорошей. Мы проехали по обычному маршруту – мимо села Чакви, мимо крепости Петра, мимо опустевшего Кобулети. Заехали в Уреки (и здесь даже не затормозили). Проехали город Поти (и тоже здесь не затормозили). Потом повернули на Сенаки (и увидели на дороге лежащую убитую корову – она угодила под машину, редкое для Грузии явление). Потом повернули на Зугдиди. И, наконец, около 12 дня доехали до места.

Мы попросили водителя подвезти нас к вокзалу – потому что от вокзала до дворца Дадиани было довольно большое расстояние, полтора километра. Но когда водитель развернул машину, Юля тут же сказала, чтобы я попросил остановить. Мы были в двух шагах от дворца. И пропустить это было не в нашей власти.

Мы сошли с микроавтобуса. И первым делом попытались обнаружить какой-нибудь магазин с продуктами – «Спар» или «Никору». Мы хотели подкрепиться – купить мацони или айран, колбасы (варёной, недорогой). Хлеб у нас был с собой. Были и две чайные ложечки. Ну, купили бы ещё пару яблок – чтобы съесть и их. Больше нам ничего не требовалось.

Но в этой части города не оказалось продуктовых магазинов. То есть вообще, ни одного. Были какие-то забегаловки, где торговали пирогами (нам не годится). Были два павильона с шаурмой (тоже не годится). Были маленькие «Маркеты», где торговали всякой ерундой – но не нормальным питанием. И мы ничего не нашли.

Потом мы решили – бог с ней, с едой. Пока мы не хотим есть (а мы позавтракали перед выходом из дома), мы можем посетить дворец и ботанический сад. И мы направились дальше – к выходу из огромного, огороженного, очень зелёного парка. В нём мы увидели роскошный фонтан. Рядом с ним множество детей (они пришли на экскурсию во дворец). Сам дворец возвышался впереди. А справа был большой дом – брата Дадиани (то есть дом, в котором он когда-то жил).

Где-то здесь же был и вход в ботанический сад. Но мы его пока не увидели.

Мы подошли ко входу во дворец. Огромное здание, парадный вход, лестница, ведущая наверх. И впереди – охранники и касса. Нас попросили немного подождать. Мы подождали. Потом к нам обратилась кассирша.

Она предложила две экскурсии – одну во дворец, вторую в сокровищницу Дадиани. Мы выбрали одну экскурсию – во дворец Дадиани, отложив вторую на потом. Мы решили, что рассмотреть всё сразу не сможем. И что нам надо посмотреть всё достаточно детально.

Мы вошли во дворец… Вместе с нами вошло и множество притихших детей – как мы поняли, школьников. Они вели себя очень внимательно, не шумели, не суетились, не разговаривали. Их интересовали эти люди – Дадиани, которые в позапрошлом веке (в XIX) и в начале прошлого (XX) правили этим регионом, Мегрелией. 

Мы увидели фотографию всего семейства с родословной – с XI века по начало XX. Последний Дадиани родился в 1901 году. А умер… наверное, в годы Гражданской войны (решили мы). Наверное – в музее мы не нашли какой-либо информации о том, как их убивали… А их безусловно выселили с родных мест, убили (в Грузии) или они умерли в эмиграции (как это обычно случалось).

Печальная история… Но сейчас мы наблюдали личные вещи семьи Дадиани. Их мебель - старинную, очень хорошо сохранившуюся. Комплектную – кресла, диваны, трюмо, зеркала.

Кстати, зеркала были чуть потускневшими. И я сказал Юле, что они покрыты ртутной амальгамой, а вовсе не серебряной. Серебряную амальгаму изобрели в 1835 году (она была изобретена Юстасом фон Либихом). И она явно не успела распространиться так быстро по планете. 

Юля покачала головой – мол, здорово, что оно вообще сохранилось (хотя наши лица выглядели в зеркалах как нечто более тусклое, чем на самом деле).

Потом мы осмотрели выставленные настольные приборы. Роскошные, инкрустированные камнями, очень изящные.

Вы знали, что в позапрошлом (XIX) веке люди писали именно при помощи таких вот приборов? В них входила чернильница, баночка с песком (которым присыпали написанное, чтобы его промокнуть). Ручками со стальными перьями (они появились в XIX веке, но ещё в начале века писали гусиными специально очиненными перьями). Здесь же был перочинный ножик, с помощью которого затачивали перо. Здесь же находилась коробочка с листочками бумаги – совсем небольшими, для записей. И здесь же находился специальный пресс, сделанный из драгоценных камней. Им прижимали пачку бумаги, чтобы листы были ровнее.

Всё это напомнило мне специальный дорожный набор моего покойного отца (Якова Никитовича Бостанарь, он работал бухгалтером на предприятиях угольной промышленности). Этот набор предназначался не для письма, а для бритья. И здесь были всякие баночки, подносики, бритва, в которую вставлялись обычные лезвия, кисточка для намыливания лица. И всё это располагалось в специальном футляре (отец ни разу в жизни этот набор так и не использовал, зато вовсю играл им я). 

Потом был письменный стол с большими часами и креслом, где сидел работающий человек. Для меня это настоящее открытие (поскольку я тоже кое-что иногда «крапаю»). 

Потом – библиотека… Огромная библиотека, где было множество старинных, XIX века, книг. В основном – грузинских. Но были книги и на русском языке. С почерневшими от времени страницами. Но в отличном состоянии – словно это был не обычный музей, а специальное помещение, в котором поддерживается уровень температуры и влажности.

А он, этот уровень, и поддерживался именно здесь. Мы увидели работающий кондиционер – один из всех, что обслуживали этот роскошный двухэтажный дворец. 

Что мы увидели ещё? Огромное количество различных фотографий – семьи Дадиани, их родственников, женщин (включая и жену Наполеона III из Франции). Фотографии были очень старыми. И, похоже, не совсем обычными. Они (во всяком случае, многие из них) были сделаны по «мокрому» методу дагерротипии. От времени они немного выцвели. Но до сих пор очень точно передавали все детали тех людей, которых снимали (я имею в виду завитки волос, сложенные руки, ухоженные пальцы и так далее).

Здесь же мы увидели огромное количество старинных пистолетов, ружей, шпаг и кавалерийских сабель. То есть армейского вооружения, которое было собственностью этой семьи.

Здесь же (совершенно внезапно для нас) мы увидели посмертную маску Наполеона, скончавшегося в 1833 году… И его прижизненные портреты. 

Это было и необыкновенно для нас, и, в то же время, предсказуемо – поскольку Дадиани каким-то образом состояли в родстве с Наполеоном. Здесь же, говорят, хранится шпага Наполеона. Мы её не увидели, но зато увидели другие шпаги, что стояли на вооружении в то время.

И ещё – мы увидели огромное количество различных сервизов начала и середины XIX века. Сервизы чайные и кофейные, сервизы столовые на шесть и на двенадцать персон. Сервизы полные и не полные. Вся посуда была филигранного качества, вся абсолютно целая. И с королевскими вензелями на боках (поскольку Дадиани были королевских, точнее царских кровей, и они были князьями).

О том, что мы были во дворце самих князей, высокого рода по происхождению, мы увидели в самом дворце – в роскошном здании, которое стояло на расстоянии от других строений. Город был отдельно от дворца Дадиани, а жилые дома обычных граждан – отдельно. Но рядом с дворцом возвышается такой же старый дом – брата Дадиани. В нём была вставлена сокровищница семьи. Мы на сокровищницу в этот раз смотреть не стали – приедем в следующий раз. Мы отправились смотреть ботанический сад.

Вход в него находится с правой стороны дома брата Дадиани. Вход на территорию сада – 5 лари с человека (с иностранца, для грузин дешевле). 

Сад очень хороший. Но… это не ботанический сад. Это роскошный Парк. И не более того.

Мы стали очень привередливыми, всякий раз бывая в батумском Ботаническом саду. Даже тбилисский сад я сначала не признал за настоящий Ботанический сад. И писал его поначалу с маленькой буквы, потом перейдя на большую. В чём тут дело – сказать очень трудно. Но тбилисский сад – всё-таки Ботанический сад с большой буквы. В этом нет никаких сомнений. 

Здесь же, в ботаническом саду Зугдиди, ситуация складывается так, что мы поначалу восприняли его как обычный ботанический сад. А потом чуть понизили его статус – признав, что научная работа в саду ведётся весьма недостаточно. Дело в том, что в семидесятые годы прошлого века специалисты тбилисского Ботанического сада решили сделать из старого парка Дадиани настоящий ботанический сад. Но у них мало что получилось. В этом саду хорошие дорожки – но они выложены белым гравием и не асфальтированы (асфальтирована только часть дорожек). В самом саду много роскошных деревьев, но они посажены большими группами – гинкго билоба, криптомерия, какие-то туи. И всё это подписано – но не табличками, а отдельно стоящими полупрозрачными, очень красивыми таблоидами. И не поймёшь – к чему они относятся, к этой группе деревьев или не к этой. Потом приглядишься – а деревья, подписанные здесь, растут несколько в другом месте.

Лично мне этот сад напомнил бакинский ботанический сад. Вроде и сад, но без какого-то достойного пригляда. Хотя здесь, в Зугдиди, всё более-менее ухожено, чисто. На дорожках расставлены роскошные туалеты (из которых работала только половина). Стоит административное здание – очень ухоженное. А перед ним расположены руины старой оранжереи, оставшиеся ещё со времён самого первого сада.

С ними, с руинами, вышла такая история. Мы сфотографировали их – считая, что эти руины должны быть здесь, поскольку их не восстановили. Они остались после того, как Зугдиди заняли турецкие войска. Несколько лет они стояли в саду. И, практически, вырубили все деревья под корень. 

Потом турки отсюда ушли. Но оставили после себя руины от оранжереи – что жена Дадиани восприняла, как знак. Она не стала восстанавливать их – оставив в виде руин. А сами деревья стала высаживать повторно, наняв двух специалистов из Италии.

Мы знаем эту историю. И когда подошли к этим руинам в конце нашего путешествия, с большим удивлением увидели двух людей явно грузинской национальности, подошедших к нам. Один из них (второй деликатно помалкивал) стал говорить о том, что история явно находится «в загоне». И сами Дадиани не знали того, что «знает» он. Мол, это вовсе не оранжерея (он не знал этого названия и даже промолчал про оранжерею), а… «древняя крепость». «Посмотрите на кладку – она сделана не из кирпича, а из камней», - сказал он. – «Этой крепости явно больше десяти тысяч лет…»

Мы обалдели. Я попытался сказать ему, что это оранжерея, которую построили до прихода турок. И что она разрушена ими – насколько мы знаем. Но он продолжал возражать, дескать, «здесь была крепость».

Ладно, крепость так крепость. Но почему у этой крепости такие странные окна и такие странные двери (точнее – проёмы вместо окон и дверей)?

Это человек (он был явно моложе меня) заявил, что 46 лет живёт в Волгоградской области (вероятно, ожидая от меня какого-то сочувствия). И что он очень огорчён тем, что никто «не знает истории» (даже сотрудники музея Дадиани – в отличие от него).

Мы снова обалдели. А когда он заговорил о Советском Союзе и заявил, что «запад сталкивает нас специально», я всё понял. Это был человек из далёкого прошлого – из СССР (который я искренне ненавижу). Я тут же попрощался (не дав ему закончить свою мысль). И мы отправились прочь – от этого человека…

Вот так и прошла эта поездка. Мы долго вспоминали роскошные пруды в ботаническом саду. Вспоминали продавца яблок, у которого мы купили два роскошных, огромных яблока. Вымыли их свежей минеральной водой из бутылки. И тут же их съели, испытывая чувства благодарности к этому человеку, продавшему нам «кусочек солнечной Грузии».

Потом мы добрались до вокзала – купив по дороге в магазине «Никора» себе немного еды. И на вокзале тут же сели в отъезжавшую маршрутку на Батуми, в которой в половине пятого вечера и прибыли домой…

Всё это было вчера. А мне кажется, что это было уже давно. Дело в том, что этот город – Зугдиди – не даром оставил у нас такие роскошные воспоминания. Мы туда непременно вернёмся. И ещё не раз.

Должны же мы посмотреть сокровища семьи Дадиани? И ещё раз прогуляться по ботаническому саду – который не совсем ботанический сад, а отличный Парк для прогулок (назовём его так).

Да, кстати, мы увидели в Зугдиди ещё и роскошный базар. Но на него мы не пошли. Зачем – если нам ровным счётом ничего не надо?

Вот в следующий раз – это другое дело… Скажем, через месяц. Или через четыре. Или в следующем году.

Но – обязательно.











На снимках – наше путешествие по Зугдиди, состоявшееся 12 ноября 2022 года. Музей Дадиани. И местный ботанический сад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий