суббота, 26 ноября 2022 г.

Гандагана

Что такое Гандагана? Это аджарская песня о любви грузина к молодой женщине. Очень красивая, следует заметить, песня. Но в нашем случае словом Гандагана был назван фестиваль ремесла, который проводился в прошлое воскресенье на площади Европы в Батуми. И мы на этот фестиваль отправились – недоумевая, что такого нам могут тут показать.

Следует заметить, что фестиваль удался на сто процентов. Он был совсем небольшим, но очень многолюдным. Народу здесь было столько, что мы едва протолкнулись. Увидели много интересного – например, сыроделов, оружейников (то есть настоящих изготовителей старинного огнестрельного оружия), шашлычников, изготовителей различных украшений (вязанных ковриков, цветных подстилок, бус, очень красивых серёжек и колец), табака и средств для его курения – включая трубки и кальяны. И многое, многое другое – что нам нельзя было попробовать или купить (из-за сахара, я диабетик). Но выглядело это просто чудесно.

Теперь расскажу с самого начала. Погода в воскресенье была хорошая. Светило солнышко. И на небе не было ни облачка.

Сейчас поздняя осень. Через несколько дней начнётся зима. А погода стоит такая, что мы ощущаем осень – но по цвету, по состоянию листвы, но не по температуре. Более того, кое-что созрело дважды за год – например, малина. А что-то просто зацвело во второй раз – например, черника. Или мушмула. Мы знаем, что она созревает раньше других фруктов. В мае-июне её уже можно собирать. Но то, что она цветёт поздней осенью, в ноябре – мы и не предполагали.

Так вот – погода сейчас стоит чудесная. И в прошлое воскресенье она была изумительная. Но мы не отправились в Ботанический сад, потому что планировали сходить на Гандагану. Нам было очень интересно посмотреть на этот праздник – тем более, что он был большей частью для самих грузин, чем для туристов.

Грузины делятся на две группы. Одна группа – обычные работники, которые возят людей на автобусах и такси, пекут и продают «пеновани», жарят шашлыки и варят лобио. То есть кормят и всячески зарабатывают на отдыхающем народе.

И есть вторая группа. Они – «айтишники», люди различных профессий, которые могут себе позволить кое-что купить в Грузии. Они зарабатывают себе на жизнь чуть больше, чем люди из первой группы. И обычно ездят на легковых автомобилях, что абсолютно правильно – поскольку на них и следует ездить. 

Этих людей из второй группы чуть больше, чем из первой… Или чуть меньше. Я просто не знаю. Но к обоим группам отношусь очень положительно. Это люди, может, и не очень-то богатые (в Грузии есть только один олигарх – Иванишвили), но стремящиеся к благополучию. И они на абсолютно правильном пути – все вместе, включая и нашего умницу Закро, и его удивительную супругу, и двоих его деток (Нини и Саломе). 

Я недаром упомянул о Закро. Завтра я расскажу о нём одну удивительную историю… Но – завтра. Сегодня у нас Гандагана.

Так вот – мы спокойно проработали до 15 часов. И в 14 часов с минутами сели пообедать. Точнее – что-то перекусить, потому что обеда делать не хотелось, а съесть что-то было надо.

Короче – мы поели. Собрались. И отправились на остановку автобуса – на 15 часов с минутами.

В 15 часов начиналась Гандагана. Но мы решили, что мы в Грузии. И тут точно никто из грузин не придерживается точного расписания. Сказано – что в 15 часов, следовательно, праздник может начаться и на 15 минут позже. Или даже на полчаса. А мы как раз к этому времени и подъедем. Или чуть позже – неважно.

Мы подъехали на автобусе номер «10-а» к зданию Драматического театра – к площади, на которой возвышается фонтан с Нептуном, богом моря. Отсюда до площади Европы идти всего минуты три. И мы уже услышали, что праздник, собственно, идёт. Но не ожидали такого оживления. 

Народу на празднике было… около тысячи с лишним человек. И даже больше. Они всё подходили и подходили – туристы (их было очень много), «айтишники» (люди не вполне понятных профессий), молодые грузины с молодыми грузинками и своими детками. Короче, людей было столько, что мы очень удивились – увидев их в таком количестве.

Времени было… кажется без 15 минут 16 часов. Предположительно – поскольку мы за часами не наблюдали. И на время внимания не обращали. Какое время – если тут было очень и очень интересно!

Первым делом мы увидели большой стол с угощениями. Это было уличное кафе, где можно было что-то купить, сесть за стол и съесть.

Народу было много и здесь. Но мы прошли это кафе и подошли к следующему прилавку – с украшениями.

Кстати, прилавки стояли один за другим, ровными рядами. Их было очень много – не меньше пятидесяти штук (на мой взгляд, даже больше, но мы их тоже не считали).

В одном из рядов мы увидели нашего приятеля - Гено. Это пасечник, который держит ульи с пчёлами в Ботаническом саду. Я тут же к нему подошёл и сказал: «Здравствуй, Гено!» И он широко улыбнулся и ответил (по-русски): «Привет, братан!» Потом немного засмущался – мол, не то сказал. А я улыбнулся ещё шире (на самом деле засмеялся – я не ожидал услышать от Гено такого приветствия, он неважно говорит по-русски). И показал, что всё нормально – я и есть его «братан» (ещё бы – он очень хороший пчеловод, который торгует на Гандагане своим мёдом, воском и другими продуктами пчеловодства).

Рядом с Гено стояла его супруга – удивительной красоты женщина, которую Гено очень любит. И где-то здесь же (наверное) бродили его дети. Мы видели ролик, как Гено идёт со своей дочерью. И как он её обнимает – это надо видеть… Очень хорошая семья. И удивительно красивая.

Мы поскорее отправились от Гено дальше – поскольку не могли у него что-нибудь купить. И нам не хотелось мешать другим покупателям.

Мы добрались до прилавка, где продавали сыры. Очень интересные сухие аджарские сыры, на которые на один килограмм уходит четыре килограмма обычного сыра (например, сулугуни). Сыры эти выглядели очень аппетитно. Юля тут же спросила – сколько стоит это сыр. И нам озвучили цену – за килограммовый круг просили 50 лари. Нам показалось это довольно дорого. Но нам тут же предложили круг поменьше – за 30 лари. Его мы и купили.

Потом мы бродили по другим прилавкам. Посмотрели, что из напитков можно купить. Здесь продавали свежее пиво, компоты, какие-то сладкие напитки (которые мне категорически нельзя). Потом мы переключились на украшения. Прошлись по рядам колец, цветных верёвочек на руку, различных значков и статуэток. Потом отправились к стоящей сцене, где артисты (на самом деле обычные люди) пели ту самую Гандагану – песню любви молодого парня к молодой девушке.

Песня оказалась очень красивой. Нет, она оказалась очень грузинской, многоголосой, и очень-очень красивой. 

Раньше я и не думал, что Гандагана звучит так здорово. И что в ней заключено так много смысла (хотя в песне звучат самые обычные слова восхищения красотой девушки, и больше вроде бы ничего). Я слышал её много раз. И даже не предполагал – что это и есть Гандагана.

Эту песню поёт группа Бони – очень талантливые ребята, настоящие профессионалы из народа. Я их просто обожаю. Но её же поют и обычные аджарцы. Например – люди, собравшиеся на сцене.

Закончив петь Гандагану, они пустили на сцене дым. Потом собрались в круг. Закурили. Стали что-то громко обсуждать… И тут я понял – они не артисты. Они – обычные рабочие люди. И очень стесняются этого внимания к своим персонам (а народ просто стоял вокруг сцены и с обожанием смотрел на них, на своих певцов).

Но как же здорово они пели… Как подлинные артисты. Как настоящие певцы. Как люди, которые постоянно поют (хотя на деле они поют довольно редко, собираясь в эти стихийные ансамбли, как этот).

Потом они докурили свои сигареты. И человек с каким-то струнным народным инструментом снова на нём заиграл. И затянул другую песню – тоже очень красивую, многоголосую… И мы двинулись дальше – к оружейникам.

Здесь, рядом со сценой, лежало множество пистолетов, старинных ружей, игрушек в виде миниатюрных пистолетиков. Продавец показывал устройство одного из пистолетов кому-то из туристов. Говорил он тихо – так, что из-за музыки, доносившейся со сцены, никому ничего не было слышно.

Но рядом с ним стоял другой человек. Он потихоньку раскачивал мехи – раздувая огонь на маленькой кузнице. И тут я понял – что продавец оружия никакой не продавец. Это и есть кузнец, выковавший все эти пистолеты, кинжалы, ружья. А рядом с ним раскачивает мехи его помощник. И вместе они и есть эта команда, которая продаёт оружие. И их ремеслу уже очень много лет – сотни и сотни. И их предки точно также ковали оружие, продавали его горцам. 

Туристы (в основном, русские) стояли и заворожённо смотрели на полыхающее пламя. И на раскалённую деталь, которая была закреплена на наковальне (или в горне – я не понял, как всё это называется). И было весьма интересно понаблюдать за изготовлением оружия… Но я не очень люблю такие вещи (хотя отдаю должное этим умельцам).

Недалеко от оружейников был лоток с различными куклами. Да – с теми, что одеты, как «джигиты», на маленьких лошадях (игрушечных, конечно), с блестящими кинжалами за поясом (кинжалы эти были сантиметра три длиной). И выглядело это очень впечатляюще.

За игрушками (они, кстати, были вывешены частично на построенном здесь ветхом домике, изображавшем старинное жилище аджарцев) снова стояли столы, за них можно было сесть и что-нибудь выпить, съесть, просто отдохнуть. 

А дальше площадь заканчивалась. Шёл городской «Макдональдс» (он сейчас не работал). И начиналась дорога к проспекту Руставели – куда мы и направились на остановку автобуса.

На автобус мы сели уже возле магазина «Де-Факто». И поехали домой – думая об увиденном…

Такая вот у нас была поездка в город, на фестиваль Гандагана. 

Очень хороший фестиваль, о котором я должен был вам рассказать. И что запал в душу так, что я думал о нём всё последующую неделю.

Кстати, эта Гандагана на самом деле гимн любви. Да – к девушке, что является душой Аджарии. Этого дивного края, где выращиваются все эти культуры – лимоны, мандарины, апельсины, хурма. Где много киви и много «японского яблока» - айвы. Где полно настоящих сладких «вашли» - обычных яблок, которыми торгуют всю осень. И слив, что мы обожаем.

И поёт Гандагану обычный парень, очарованный этой девушкой… Думаю, у них будет отличная судьба. И они родят много деток – мальчиков и девочек. И их потомки будут тоже петь Гандагану – точно так же, как пели их родители.

Это нескончаемый гимн. И он относится к самой жизни в этом чудесном краю.

В нём мы и живём. И наслаждаемся этими красотами, которые находятся вокруг нас.

Кто-то недоволен городом Батуми. Кому-то не нравятся его дома и сады. Но не нам. Для нас это лучший город из всех. Город, где устраивается фестиваль Гандагана. И город, где живут такие превосходные люди – аджарцы.











На снимках – фестиваль Гандагана, 20 ноября 2022 года, город Батуми, площадь Европы, около 16 часов. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий