суббота, 21 января 2023 г.

Роскошная погода зимой 2023 года

В Батуми стоят «чудесные погоды». Температура днём зашкаливает за 18-19 градусов (плюс, разумеется). Светит яркое солнышко. И на небе нет ни одного облачка. Если бы такое было весной или осенью, то мы бы сказали, что год удался… Но он и так удался – потому что весной и осенью будут тоже такие же дни. Мы в этом ничуть не сомневаемся.

Но как же хорошо на улице, когда светит солнце! Всё в буквальном смысле оживляется и расцветает. Мы несколько лет видели, как в Ботаническом саду из-под снега пробиваются поляны подснежников. Так вот, в этом году мы увидели свежие подснежники, но совершенно без снега. Вообще – без снега, как ни крути. И это настоящие, живые цветы.

Да, мы, наконец, прогулялись по Ботаническому саду. Не ходили сюда долго. Я в буквальном смысле истосковался. И просто рвался в сад, чтобы увидеть зелёную травку, распускающиеся деревья, набухшие зелёные почки. 

Всё это было просто в избытке. Люди, приезжающие в Ботанический сад на экскурсию, видят эти перемены. Но они для них не очень заметны. Дело в том, что для наблюдения за всеми переменами в Ботаническом саду сюда надо ездить, в буквальном смысле, каждый день. Сейчас (мы это знаем) билетов на месячное посещение сада нет. Нет и посетителей, которые смогли бы заплатить довольно большие деньги за посещение в течение месяца.

Нам повезло. У нас есть такая возможность (не спрашивайте – почему). Но мы не ходили в Ботанический сад почти с начала года… Тихий ужас!

Вчера наш поход сюда закончился не очень хорошо. Я перетрудил ногу. И когда мы встали в Махинджаури на остановке, чтобы сесть на автобус. Юля заметила, что мне плохо. Взяла такси. И мы поехали домой.

По дороге один раз остановились (мне стало совсем плохо). Но, слава богу, всё обошлось. Я не помню – были ли у меня позывы к рвоте или не были. Это совершенно неважно. Главное – мы добрались до дому. Спустились по дороге мимо дома Шарены (а у неё День рождения – поздравляем эту милую, очень хорошую женщину, желаем ей всего самого доброго). И так я кое-как добрался домой. Потом лёг в постель. И вот тут пробл…ся точно – Юля принесла мне таз. И я даже пошутил – рассказал ей последний анекдот Юрия Никулина (Депутат, вернувшийся домой, кричит: «Жена, тащи таз, я блевать буду!» Жена бегом тащит таз. А он отвечает ей: «Концепция изменилась. Я обоср…ся»).

По-моему, очень смешно. Но Юля восприняла поначалу мою шутку, как истину. Пришлось ей объяснять…

Вообще, Юля – мой ангел. Да, настоящий ангел-спаситель. Она постоянно рядом со мной. Она постоянно за мной ухаживает. И вкалывает различные лекарства.

Сейчас она вколола мне анальгин с димедролом и с обезболивающим лекарством (лидокаином). Я могу воспринимать эти уколы только так. Короче – она мне вколола это лекарство. И через 10-15 минут (показавшиеся мне целым часом) всё прошло. Я уснул. И проснулся совершенно здоровым человеком.

Кстати, две трофические язвы на моей правой ноге окончательно затягиваются. Одна, на нижней стороне стопы, приняла форму маленькой запятой. И почти ничего не выделяет. Вторая язва – между мизинцем и безымянным пальцем – тоже сильно сократилась. Но ещё чуть-чуть есть выделения. Всё это говорит мне о том, что я потихоньку выздоравливаю. И что впереди у меня целый год великолепного моря, где мы будем непременно купаться вместе с Юлей (и где мы не купались в прошлом году).

Осталось всего ничего. И я очень благодарен своим врачам – прежде всего доктору Эмзари Диасамидзе. Великолепному врачу-хирургу с очень тонкими, волшебными пальцами. В его власти сделать всё – в том числе и подарить здоровье мне, человеку, больному диабетом…

Да, кстати – диабет. Когда-то я посмотрел фильм, который называется «Шоколад» (кажется, так). Там рассказывается об одной шоколатье, которая приехала в город в Германии. И стала продавать шоколад. Там играет роль цыгана американский актёр Джонни Депп.

Эта молодая шоколатье сталкивается с миром провинциального города. И этот мир её не принимает. Она, в конце концов, бросает всё и уезжает из города. Но на её месте оказывается другая шоколатье – которая перенимает её профессию. И становится очередной заступницей всех влюблённых людей этого городка.

Фильм очень хороший. И я его посмотрел раза три. Но есть в этом фильме и некоторые несуразности. Шоколад в чистом виде совершенно безвреден для диабетиков. Да, обычный шоколад из муки какао, из кокосового масла и на сахарозаменителе (если мы добиваемся, чтобы шоколад был сладким). Или без него (если шоколад должен быть горьким).

Более того, многие конфеты тоже совершенно не опасны для диабетиков. Их надо знать, как есть. И что у них внутри. Если сахар, глюкоза, фруктоза – это всё мусор, есть нельзя. Если аспартам, стевия и другие сахарозаменители – есть можно, но надо быть осторожным. И есть конфеты только во время приёма основной пищи – когда сахар и так прыгает вверх. Тогда увеличение сахара (которое всё-таки происходит) будет незаметным.

Я это знаю сейчас. Но в том фильме показывали совершенно других людей. Показывали женщину, что болела диабетом и ела шоколад, по сути, загибаясь от него. Показывали городского чиновника, что сжил со света эту симпатичную шоколатье за какую-то провинность. Оказалось – тоже за шоколад, от употребления которого он не смог удержаться.

Это условности фильма, которые надо просто принять. Но мне принять сейчас это трудно – поскольку я знаю, что и как следует есть, чтобы сахар у меня не поднялся…

Так вот – Эмзари Диасамидзе посмотрел мою ногу и сказал, что пока я могу лечиться без антибиотиков. Их мы прокололи мне ужасающее количество – по 28 уколов (если я не ошибаюсь). И это превратило мою «нижнюю точку» в какое-то ужасающее место, которое сейчас заживает. Но заживает достаточно медленно. И напоминает мне, что нет в мире совершенства (особенно на счёт моей бедной попы). 

Вы извините, что я рассказываю о своих болячках. Со временем они исчезнут (один доктор сказал нам, что «цители карри» просуществует всего пять лет – мы ему верим, хотя самого доктора совсем не знаем). Вот тогда и заживём (это слова покойного «Бичико» Багратиони, который прожил на белом свете 85 лет). Уж он-то знал толк в этой жизни.

Вчера днём, когда завершилась наша ежедневная работа, мы оделись. И отправились гулять в Ботанический сад… Я должен об этом рассказать, поскольку это самое лучшее, что со мной произошло за последние сутки. 

Так вот - первое, что мы увидели на подходе к саду, были подснежники. Их было совсем немного. Но они были.

Потом мы увидели целые поляны подснежников. Их было явно меньше, чем обычно. Подснежникам всё-таки нужен снег. А тут снега нет. Но цветы распустились.

После подснежников, что цепляли наши взгляды и постоянно к себе притягивали, мы обратили внимание на цикламены. Нет, самих цветов ещё нет. Но есть листочки с тёмными разводами. Именно на них цикламены и цветут. И мы непременно дождёмся этого момента.

Далее – первая «земляника», которая никакая не земляника, а дюшенея. Это такой вид, напоминающий землянику. Но не имеющий вкуса и по этой причине считающийся «ядовитым». На счёт ядовитости – полная ерунда. Этими ягодами не отравишься. Их можно есть. Но они безвкусные. Совершенно не имеют какого-либо аромата.

Мы дюшенею любим – за то, что она есть. За её аккуратные круглые ягодки, они размером с настоящую землянику (которая на деле клубника, а садовая клубника с крупными ягодами – настоящая земляника; вы знали об этой постоянной подмене?). Дюшенеи пока нет, но есть белые пятилепестковые цветочки, они рано или поздно превратятся в ягодки. Вот тогда их и можно есть – если у вас появится такое желание, и вам абсолютно плевать на вкус ягоды.

Кстати, мы не считаем дюшенею ядовитой. Наоборот, это очень хорошая ягода, которая не пользуется каким-либо спросом – поскольку безвкусная. Ну и хорошо, что безвкусная. Главное – она не ядовитая. И она растёт повсеместно (это инвазивный вид, от дюшенеи тяжело избавиться).

Ещё на дорожках сада полным-полно цитрусовых. Фрукты лежат целыми горками. И их, похоже, никто не пробует. Почему не пробует? Потому что они не вкусные. То есть из них можно сварить варенье. Можно сделать (наверное) какой-то напиток. Но есть их в таком виде, в каком они растут, это нежелательно.

Кстати, фруктов по дороге к стаффовскому выходу уже почти нет. Здесь растут лимоны и мандарины. И те, и другие вкусные, очень ароматные. И их едят с удовольствием – а не то, как эти вашингтоны и прочие грейпфруты…

Да, нам трудно ориентироваться в этом разнообразии цитрусовых культур. Их очень много в Ботаническом саду. Есть очень вкусные – от которых ты готов проглотить «собственный язык». Есть и такие, что ты ни за что не захочешь попробовать (ну, разве что только попробовать, чтобы потом долго от них отплёвываться). Но все вместе они представляют Аджарию. То есть край, где их очень много. И где они растут постоянно.

У нас в саду (в нашем саду, не в Ботаническом) полно и лимонов, и апельсинов (по-грузински портохали), и мандаринов. Мы на них уже не можем смотреть… Смотреть не можем, но я бы с удовольствием их ел. Но – нельзя. Мне можно за один раз съесть столько мандаринов и апельсинов, сколько помещается в одной руке. То есть всего три мандарина или три апельсина (они совсем небольшие, только чистятся чуть хуже, мы их разрезаем на четвертинки). Так что для того, чтобы съесть все мандарины-апельсины мне потребуется лет десять. Или около того. К тому же сейчас я ем гранаты – чтобы набрать чего-то там (то ли железа, то ли гемоглобина). И это снижает количество мандаринов, что я могу съесть, до нуля. Плюс яблоки, которые мы запекаем в оладьях утром (это наш завтрак). То есть не такое уж это простое дело, как может показаться.

Но сам сад, ухоженный руками Закро, вызывает благоговение. Это даже не сад. Это настоящий Эдем – такой, каким его рисовали в XIX веке.

В принципе, то, что мы живём через горку от Ботанического сада и не имеем сейчас возможности туда ходить, каким-то образом компенсируется вот этим домашним садом. Здесь полно экзотических растений, что выращиваются Экой. Много такой экзотики, которой здесь не ожидаешь увидеть – например, пальм. Или самых экзотических орехов. Или какой-то агавы (кажется, агавы – вы меня извините, я в этом не очень понимаю). И всё это цветёт, растёт, размножается. И очень сильно плодит – даря семье Закро удивительные фрукты…

Вы мне скажите – есть ещё хотя бы капля сомнения, что мы живём в самом настоящем Эдемском саду? И что этот сад является продолжением другого сада – Ботанического? И как их различить, как отделить друг от друга?

Пожалуй, это невозможно. Да, мы и не пытаемся.

Мы с этим живём.











На снимках – вчерашние кадры. Ботанический сад 20 января 2023 года. Обалдеть!

2 комментария:

  1. Николай, очень трогательные описания жизни. И радость от всех её проявлений. Всей душой желаю вам здоровья. Читаю.

    ОтветитьУдалить
  2. Дорогой друг Владимир Пчёлкин. Ради бога, извините, что ответил с запозданием на неделю (лежал в больнице). Сейчас уже дома. И очень рад, что Вы меня читаете. Напишите мне на почту nadejdin@gmail.com и я Вам непременно отвечу. Я пока жив. И пока пишу. Остальное всё нормально. Я ОЧЕНЬ счастлив со своей супругой Юлей. И ОЧЕНЬ счастлив в Грузии. О России даже не вспоминаю. Дурная страна.

    ОтветитьУдалить