суббота, 25 июня 2022 г.

Летний дождь

Сегодня, в субботу 25 июня 2022 года, с утра дождя у нас в Грузии не было. Но это ничего не значит, потому что вечером, 24 июня, небольшой дождик был. А на день раньше, 23 июня, дождик был ночью, причём сильный… И так, практически, каждый день. Днём стоит хорошая погода, дожди, в общем-то, редкость. А вечером и ночью льёт, как из ведра. И мы к такому раскладу уже привыкли. И не жалуемся.

А что жаловаться? Погода стоит тёплая. Рядом отличный вид на горы. Великолепное море – иссиня-голубое, очень живописное, тёплое. И масса садов – мандариновых, яблоневых и даже чайных (если посадки чая можно назвать садами).

Мы к Грузии давно приспособились. И живём, наслаждаясь тем, что даёт нам эта благословенная земля. Прежде всего – очень добрым, очень хорошим отношением людей, проживающих здесь…

Я всё больше поражаюсь – как я жил столько времени в Инте. В городе мрачном, дурном, построенном на костях заключённых. И при этом считал его отличным городом – хотя и со сложным климатом.

Летом, в Инте, в июне месяце, если поднять голову к небу, ты увидишь солнце и тысячи… нет, миллионы черных точек. Это вьются над тобой комары. Кровожадные насекомые, которые стремятся во что бы то ни стало напиться твоей крови.

Не мной замечено – если войти в лес (в очень чахлый северный лес, какой растёт в Инте) и раздеться (снять с себя, к примеру, всего лишь рубашку), то всего через час ты распухнешь и будешь похож на человека, которого жестоко пытали. Это комары. Тысячи комаров. Миллионы комаров, которые атакуют тебя беспрестанно.

Интинцы говорят, что в конце лета, в августе месяце, комаров уже нет. Их, действительно, нет. Они исчезают с приходом первых холодов (которые ещё не заморозки). И вместо них появляется мошка. И никто не знает – что лучше, а что хуже. От комаров помогают хотя бы «репудин» (конская мазь от комаров) и пропитанная «дэтой» картофельная сетка, наброшенная на голову. От мошки не помогает ничего. Мошка кусает так, что ты этого поначалу не чувствуешь. Потом это место начинает жутко чесаться. И ты к концу дня снова напоминаешь человека, прошедшего жуткие пытки. То есть распухаешь, чешешься, маешься от дурного настроения.

А так – да, места красивые. Чахлые деревца, которыми обсажен город. Сейчас, в данный момент, брошенные районы («Западный», «Восточный», «Южный» - здесь больше никто не живёт). Заброшенные дороги. И на улицах нет даже автобусов. Ничего нет – лишь небольшое количество автомобилей и остатки «былой роскоши» (то есть дома, построенные зеками или их детьми).

Недавно посмотрел фильм 30-летнего воркутинца об Инте, снятый в апреле 2022 года. На улицах ещё полно снега. Город чистый, но какой-то… совершенно пустой. Люди появляются на улицах лишь после Комсомольской площади – в самом центре города. Дома ухоженные, чистые. Но никаких следов бывших шахт. Бывшего объединения «Интауголь» нет и в помине. 

Чем живёт этот город? Не известно. А здесь проживает около 25 тысяч человек (в былые времена было больше – до 60 тысяч жителей). Из популярных профессий есть лишь одна – оленевод. Ими работают ненцы. А больше никого абсолютно… Да, есть ещё какие-то люди обслуживающих профессий – продавцы, работники школ, поликлиник. Остальных профессий уже нет. Интинцы расселились по маленьким городкам России. Бывшие «комсомольцы» - то есть дети и внуки зеков, отстроивших Минлаг. Такие, как я…

Это моё прошлое, которое я вспоминаю с болью. Дело в том, что я не должен был появиться на свет именно здесь, в Инте. Я должен был родиться в Молдове. Я же был ни в чём не виноват. Ни в чём не нарушил «советский строй», ничем не опорочил «великую идею». Я учился, работал в этом городе. Потом женился. И до 35 лет прожил именно здесь – считая его очень хорошим местом, в котором можно жить… 

Но сейчас я спрашиваю – что вы сделали с моей малой родиной? Вы, сволочи, разрушившие всё, чем мы жили? За что вы так надругались над этим славным городом – шахтёрским, рабочим, очень уютным? И за что вы наказали меня – человека, который ничего не понимал в обустройстве этого идиотского мира? И который всю жизнь ищет – к какой национальности он принадлежит, к какому народу? 

Где находится сейчас моя настоящая родина? Думаю, там, где мне хорошо. И хорошо сейчас мне в Грузии. А до этого хорошо было в Таиланде. Выходит, что настоящая родина у меня – в Грузии и в Таиланде? А вовсе не в России – в стране, которая меня постоянно наказывала и не давала мне нормально жить?

Нет, не сказать, что я сейчас ненавижу эту страну – Россию. Я её не ненавижу. Я к ней просто никак не отношусь. Это было бы слишком – ненавидеть страну, развязавшую кровавую войну, непонятно что преследующую, непонятно кого убивающую. Я её просто презираю. И не хочу там жить…

Об этом я и думаю сейчас – глядя на печальные кадры моей Инты. 

Было время, когда я уезжал учиться в Кишинёв – к себе на историческую родину. И… не прижился там. Уехал, оставив всё, включая и бывшую семью. Вернулся на родину и стал жить здесь. И прожил ещё десять лет. В 1995 году уехал из Инты окончательно – ещё из шахтёрского города, в котором работал журналистом (с 1990 года, с 1 июня). И когда уезжал, написал пророческий текст, опубликованный в газете – как будет закрываться наш город. И даже не предполагал, что через 20 лет всё так и произойдёт. И в городе не останется ничего, что было при мне – ни шахт, ни ремонтного завода, ни транспортного предприятия, ни птицефабрики. Абсолютно ничего. И город будет потихоньку умирать.

Он рано или поздно умрёт. Дело в том, что нет ни одной причины, по которой он бы жил. В ещё худшем положении находится город Воркута. Но Воркута и размерами был больше. И там есть хотя бы одна шахта, которая ещё работает. Кажется, «Воргашорская» (не знаю, работает ли она?). 

Эти города были построены во время войны или перед войной. Потом они окрепли, обустроились домами. Появились школы, больницы, магазины. Появились автобусы, такси, автомобильный транспорт. 

Потом всё схлопнулось. Уголь, который мы добывали (а я несколько лет проработал шахтёром – до 1990 года), оказался никому не нужным…

И вот я в Грузии. В стране, которая ещё не оправилась (если судить по её настроениям) от Советского Союза.

Дело в том, что время от времени мы встречаемся на грузинской земле с различными людьми. Уж не знаю почему, но на меня выходят, в основном, бывшие «гэбисты». То есть люди, очень тепло отзывающиеся и о «братстве народов», и о «почерке КГБ», и о бывшей службе в «органах». Мне кажется, что каждый второй в Грузии был так или иначе связан с КГБ (если они, конечно, не обманывают меня и себя).

Люди это очень хорошие. И их «людоедское» прошлое не выглядит таким печальным – как сейчас, когда они живут на нищенскую пенсию (которую, к слову, получают в России – это я узнал совершенно неожиданно от нашего друга, бывшего военного). 

Да, они были в КГБ, но ничего такого не натворили. Просто охраняли границу от… от кого? От турок? От людей, в чью одежду одеваются сегодня, чьи продукты закупают по (честно говоря, спекулятивным) грузинским ценам, чьими лекарствами лечатся? Да, от них – считая их черт знает кем.

Тот человек, наш друг из военных, рассказал, что после службы, в конце 90-х годов, к ним приехали турки. И пригласили их в город Трабзон – чтобы они посмотрели, от кого они охраняли границу. Их отвезли на автобусах в город. Показали достопримечательности. Покормили обедом. Заселили в гостиницу. И после этого возник вопрос – от кого мы охраняли границу? Кого боялись – их, этих людей? И тут же возник ответ – идиоты, полные и конченные, поскольку от них ничего плохого мы так и не получили, а от своей службы до сих пор огребаем по полной.

Я не могу не доверять этому человеку – грузину, жителю этих мест, охотнику и по профессии охраннику. Он говорил честно и прямо. И обижался на русских военных – за то, что они натворили в 1991-м и в 2008-м годах (то есть за две войны, оттяпавшие 20 процентов территории Грузии). 

Сейчас русские затеяли ещё одну войну, которую мы не можем ни в коем случае одобрить. Мы не можем её даже понять. 

Почему Россия выступила со «спецоперацией» против Украины? Разве это не независимая страна? Разве она не может развиваться самостоятельно, без влияния путинской России? Разве она кому-то угрожала? Разве здесь, на Украине, есть «нацики» и какие-либо «преступники»? Разве кто-то преследует русских за то, что они русские?

Говорят про «геноцид украинцев по отношению к русским людям»… Это полный бред. Никакого геноцида не было и нет (а есть геноцид в обратную сторону – когда русские убивают украинских женщин, детей, стариков, не говоря уже о молодых людях). Память ужасающей Бучи говорит за себя. И это уже не слова, это самые настоящие действия, ответить за которые придётся им – русским оккупантам.

Я не хочу, чтобы меня ассоциировали с этим отребьем. Я никого никогда не убивал и не мучил. Да, я служил в Советской армии в 1978-1980 годах. Но тогда все служили – и евреи, и молдаване, и украинцы. И память об этой службе осталась чудовищная. Я уволился из вооружённых сил полным пацифистом. Остаюсь таковым и сегодня.

Но пацифизм не допускает вооружённого сопротивления. А я сейчас исключительно за сопротивление. Причём, самое что ни на есть вооружённое. Оккупанты должны знать – за каждого погибшего солдата (не говоря о мирных жителях) им придётся ответить. По закону – о котором постоянно говорит Путин (настоящее Х…ло!). И это будет настоящий закон – во главе которого будет стоять суд. Так непременно будет. Я в это верю…

А пока мы гуляем по Ботаническому саду. Вдыхаем ароматы летнего дня. Любуемся распустившимися деревьями и множеством дивных цветов. Слушаем пчёл. И собираем первые грибы.

Кстати, о грибах. Мы впервые в этом году четырежды набрали немного грибов. Да, в Ботаническом саду – там, где нам это можно сделать (мы ни в коем случае не портим природу и не трогаем ни одной травинки, помимо самих грибов).

Так вот – в первый раз это были всего два гриба. По-моему, сыроежки. Потом мы набрали «ничего себе» кучку, из которой сделали бутерброды с грибами. Потом сделали кутабы с грибами и с зеленью. Потом – снова бутерброды.

Грибы уже пошли. И в дальнейшем, если дожди не прекратятся (а они не прекратятся), грибов будет довольно много. И мы будем постоянно их собирать.

О каких грибах речь? О белых – их тут довольно много. О лисичках – их тоже много. О маслятах и о подосиновиках – их несколько поменьше. О сыроежках – их не так, чтобы много, но они есть. О скрипицах и о молоканках – которые мы почти не собираем из-за их горечи.

Грибы – это то, что роднит мою малую родину Инту с благословенной Грузией. Правда, Грузия – это рай земной вместе с людьми. А Инта – это то место, где я появился на свет… в этой долбанной стране, в России.

Помнится, нам постоянно говорили – «уезжайте к себе, вы нам не нужны». Это говорили нам коми, настоящий народ Инты.

Мы и не против. Правда, непонятно – кто нас сюда заселил? Какие «хозяева»? 

И потом – а коми-то каким образом сюда попали? В этих местах вообще люди не жили. Только одни зеки и их охранники. 

И – ни одного комсомольца.











На снимках – наш Ботанический сад. Место, которое у нас вызывает постоянный восторг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий