суббота, 11 июня 2022 г.

Каспийское море

Мы только что приехали домой из Баку. Сегодня 11 июня 2022 года. А наша поездка завершилась 10 июня утром… Сейчас расскажу, как было дело.

Вечером 5 июня мы закончили все дела. Перед дорогой поужинали. Сели на автобус и выехали до аэропорта. Ехать надо было весь маршрут – от начала Сахалвашо до конечной остановки на противоположной стороне города. Мы добрались примерно за час. В 18 часов мы оказались около аэропорта. И здесь уже шла регистрация на рейс.

Нормального билета у нас не было – был электронный билет, купленный через Интернет. Я не очень-то верю в эти игры, но Юля понимает в путешествиях намного больше, чем петрю я. По этой причине я был абсолютно спокоен. Мы немного постояли в небольшой очереди (человек пять, не больше). Подошли на регистрацию. И нам выдали два билета – на 16 место с буквами A и C. Я было возмутился – почему после А идёт С. Но оказалось, что это вполне хорошие места. И расположены они рядом.

В самолёте – как позже выяснилось – места двойные. По два сиденья в каждом ряду. Начинается ряд с номера 14. Почему с номера 14 – непонятно. Но зато места идут так – А и С, H и L. Тоже не очень понятная нумерация.

Короче, мы два часа ждали вылета в зале ожидания. На улице было тепло (на следующий день обещали дождь, который лил в Батуми на протяжении всех пяти дней нашей поездки). И мы славно провели время – выпив кофе в местном ресторанчике (по 13 лари за чашку, довольно дорого). Потом сели в самолёт – пройдя до него пешком метров двести. И в семь часов вечера (чуть раньше, чем мы думали – в шесть пятьдесят пять) вылетели в город Баку.

Что ещё сказать? Сидеть в самолёте очень удобно – отличные сиденья с массой свободного места. При этом бизнес-класса в самолётах этого типа (относительно небольших) нет. И в полёте нам принесли еду – которую мы могли выбрать (курица, колбаса или сыр). Мы выбрали сыр. И нам дали по булочке (которую съела Юля) с вложенным в неё сыром (очень вкусным) с листьями салата, огурцами, помидорами и слоем сливочного масла. 

Кстати, у меня от такой еды ничего плохого не произошло. Я уже знаю – что мне можно есть, а что нельзя. И сама подача еды мне очень понравилась.

Ещё мы получили по стакану простой воды – но могли взять за небольшие деньги и фруктовой газировки, и даже виски в виде пробников.

Пока мы летели, Юля фотографировала. Некоторые кадры получились, но лишь некоторые. Всё-таки за окном сгущались сумерки. И мы летели достаточно высоко.

Через час мы подлетели к городу Баку. Ещё через полчаса приземлились в огромном аэропорту. Он называется «аэропортом Гейдара Алиева».

Кстати, сам город и вся страна в целом – наследие этого человека. Он занял должность президента в этой стране – Республике Азербайджан. И был в этой стране до самой своей смерти (а умер он на 81 году жизни). После себя он оставил сына Ильхама, который и правит страной по сей день.

В стране заметен культ Алиевых. Точнее – покойного президента страны. И сама страна показалась нам, как туристам, настоящим раем. Мы не видели в городе ни одного недостроенного или неухоженного строения. Очень хорошие многополосные дороги. Очень грамотный транспорт. Очень интересные музеи. И очень тёплое Каспийское море.

Но жить здесь мы бы, наверное, не смогли. В стране – в Азербайджане – все стремятся жить в городе Баку. Население города по официальным данным составляет 2 миллиона 800 тысяч человек (всей агломерации). Но на самом деле население Баку превышает 4 миллиона человек и колеблется около 5-5,2 миллионов. Огромнейший город, в котором все страемятся жить.

Приехав в город ночью, когда солнце уже зашло, мы оказались в очереди по проверке паспортов. Она продвигалась очень быстро. Но всё же заняла какое-то время.

Здесь мы познакомились с англоговорящей семьёй из (вы не представляете откуда!)… Таиланда. Они прилетели на нашем самолёте. И сидели впереди нас – на 15 месте А и С.

Мы узнали их по надписям в их смартфонах. Они были на тайском языке. Мы пропустили их вперёд. И разговорились с этими попутчиками. Мужчина (китаец по национальности) был моего возраста. Женщина (на лицо чистая тайка) – лет на пятнадцать моложе его. Думаю, это была его жена. 

Мы расстались, когда прошли таможню. Нам предстояло выйти на улицу и сесть в автобус. Они сели в такси, которое их повезло в гостиницу…

Перед тем, как выйти к автобусу, мы купили электронный билет. Он стоит 2 маната. Но есть ещё один билет – одноразовый. Нам нужен был многоразовый. Мы тут же обратились за помощью к местным людям. И они нам охотно помогли.

Кстати, доброжелательное отношение и помощь в любом деле – важная черта этого народа. Азербайджанцы очень хорошие люди. В этом мы убедились моментально – стоило нам заговорить по-русски.

Потом мы сели в автобус – типа стамбульского экспресса, за 8 манат. И в нужное время (автобусы ходят раз в час, круглые сутки) отправились по дороге в город.

Возле железнодорожного вокзала, в половине одиннадцатого часа ночи, мы сошли с автобуса – поскольку тут была его конечная остановка. Потом мы купили в киоске воды (продавец киоска помахал мне рукой). И вошли в метро…

Перед метро была запруженная транспортом дорога. Я читал, что в Баку на дорогах твориться черт знает что. И готовился к этому. Но стоило мне выйти на проезжую часть, как все автомобили… остановились. Мне помогала моя седая голова.

Кстати, она помогала мне и в дороге – на метро, на автобусах, в такси. Я чувствую это и в Грузии, где мне уступают место все – включая и молодых женщин. И как ни отказывайся, приходится рано или поздно садиться.

Тут всё несколько иначе. Здесь мне уступают дорогу – особенно пожилые люди. А молодёжь – не всегда. Возможно, дело в том, что город прямо-таки огромный. Возможно, дело ещё и в том, что молодёжи здесь просто завались. Я не знаю, что здесь в приоритете, но молодёжь, похоже, из города уезжать не собирается (в отличие от Грузии, где её попросту нет). 

Позже метрдотель семейного отеля, где мы остановились (он называется «City World» и находится в старой части города, за стенами XII столетия, рядом со знаменитым «Чёрт побери» из кинофильма «Бриллиантовая рука»), объяснил мне, что, если бы у жителей Азербайджана было больше свободы, они, наверное, уехали бы из страны. Возможно, это и так. Но мы, будучи туристами, убедились в том, что Азербайджан очень мирная и трудолюбивая страна. А люди, живущие здесь, по-настоящему заботливы и весьма доброжелательны.

В последний день мы собрались съездить в посёлок на берегу Каспийского моря – в Бильгя. И нам помогла сориентироваться на автовокзале азербайджанка, которая спешила на работу. Она сказала, что её шеф моментально простит её опоздание – поскольку она помогла «хорошим людям не заблудиться». Меня её слова покорили.

В метрополитене, куда мы спустились после автобуса, было непривычно красиво – после слегка обшарпанного метро Тбилиси. И не вполне привычно – поскольку четыре линии метро были проложены в одном направлении с разными ответвлениями. Разобраться на какой из них куда садиться и ехать получилось не сразу. Сначала мы немного понаблюдали – кто куда входит. Потом поняли, что нам надо дождаться красной линии метро, которая идет следом за зелёной. И на ней добраться до конечной станции.

На этой станции (её название «Ичкеришахер») поезд останавливается, пассажиры выходят и заходят. Водитель метро переходит из первого вагона в последний. И ведёт поезд в обратном направлении – как и положено. 

Мы изумились такой простой и внятной системе. Не то, что в Московском метрополитене, где поезда должны освобождаться на конечной станции, потом уходить в депо и появляться вновь – для того, чтобы заполниться людьми.

У бакинского метро свои законы. Но людей развозит и оно. Причём, в огромном количестве и по всем направлениям.

Выйдя на своей станции в половине двенадцатого ночи мы стали искать свой отель. И… не смогли его сразу найти. Сказалось то, что мы оказались в старинном городе. Он был обнесён двойной стеной, из которых в начале XIX-го века осталась лишь одна, а два рва между ними были сровнены (один с водой, один с нефтью, которая поджигалась на случай осады). Зато потом мы оценили сами дома, которым было тоже очень и очень много лет.

К примеру, сам отель напоминает узкий колодец между четырёх возвышающихся домов. Его высота – три этажа. Потом идёт надстройка, в которой находится небольшая и очень красивая столовая. 

Все эти дома были настоящими жилыми домами с отдельными квартирами. После того, как людей из них выселили, из отдельных квартир сделали номера, которые были оборудованы всем необходимым – кроватями, письменным столом с телевизором, шкафом и небольшим окном. У нас был душ и туалет с горячей водой. В комнате была и батарея, которая сейчас (летом) не работала. Но толщина стен у окна была больше метра. Представляете?

Этот отель был семейным бизнесом. И в нём работали братья, которые попеременно дежурили на респешн, сменяя своего отца… Кстати, женщины здесь почти не работают. Мы видели лишь одну из них – приехавшую в Азербайджан из (кажется) Татарстана. Она сама азербайджанка. И решила переселиться на родину из-за кровавых событий (назовём это так, хотя это самая настоящая война) на Украине. Так вот она – работала. А больше нигде мы женщин не видели…

Нет, видели – в небольших продуктовых магазинчиках. Но больше – нигде.

Что ещё поразило в Азербайджане – необыкновенное качество дорог и абсолютно новые автомобили на них.

Дороги были прямо-таки новейшими и очень качественно отремонтированными. По три полосы движения в каждом направлении (это минимум). А так – больше, от четырёх до шести полос.

А автомобилей здесь огромное количество. Причём, всё они в превосходном состоянии (в отличие от той же Грузии). Правда, позже мы выяснили, что стоят эти автомобили гораздо дороже именно в Азербайджане, куда они свозятся из нашей Грузии (и из других стран – Ирана, Индии и других регионов). 

Из Грузии в Азербайджан приходят, в основном, битые американские модели. Из ремонтируют, подкрашивают. И продают за полцены азербайджанцам. И это не настоящие полцены, а полцены своеобразные – которые на деле оказываются дороже из-за этих ремонтов.

Ходят в Азербайджане (причём, в немалых количествах) наши модели – ВАЗов (этих больше) и ГАЗов (этих меньше). Есть на ходу «Москвичи». В качестве рабочих машин используются ЗИЛы. И нам это дело не сильно понравилось. Думаю, дело в том, что в климате Азербайджана многие автомобили держатся так долго – потому что не ржавеют. В Батуми другой климат. И чуточку другие люди… Но тоже очень и очень хорошие.

Об этом мы и думали, в понедельник и вторник занимаясь в Баку своими делами (не скажу, какими). Зато среду и четверг мы отдали целиком этому чудесному городу.

Дела (какими бы они ни были) мы все переделали. И утром в среду отправились в Бакинский ботанический сад. И он нам… не понравился. Да, ерунда, а не сад…

Но об этом поговорим в завтрашнем посте.











На снимках – наше путешествие к Каспийскому морю. Первые три дня в городе Баку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий