воскресенье, 15 ноября 2020 г.

Русские грузины

Во время наших ежедневных походов в Ботанический сад мы кого только ни встречаем на своём пути. Среди этих людей есть и женатые люди, и холостые, и многодетные отцы, и совершенно бездетные, и относительно богатые, и относительно бедные… Относительно, поскольку богатство и бедность - это, скорее, наше отношение к жизни, чем наше состояние.

Вот взять русского человека по имени В. У него самое что ни на есть русское имя, но я его умалчиваю, поскольку не знаю его отношения к этой публикации (имена надо было сокращать ещё в Таиланде, но там никто из местных не читал, что я пишу, поскольку они не знают русского языка). 

Так вот, с В мы познакомились в один из наших приездов в Чакви. Это было в четверг 12 ноября 2020 года. То есть совсем недавно. На следующий день мы снова встретились. И… я прекратил посещать Ботанический сад через Чакви. Лучше мы будем ходить, как раньше – через второй вход, со стороны Батуми. Лишь бы… не встречаться с этим человеком.

Такой вывод созрел в моей голове после разговоров с ним. Почему? Думаю, я всё-таки прав – хотя он ничём меня не обидел. Наоборот – он постоянно говорил, что «все хают Россию, а жить без неё не могут». Да, возможно, и так. Мы возражать не стали. Но истинной картины того, что в России происходит, этот человек не знает. 

Мы не обязаны кого-то в чём-то убеждать. Мы не обязаны влиять на чьё-то мнение. Наша цель – узнавать и рассказывать о том, что мы узнали. И всё – остальное находится за пределами нашего влияния.

С этим человеком, гнавшем по дороге телёнка-доходягу, мы поздоровались, когда шли в Ботанический сад. 

«Гамарджоба!» - сказали мы по привычке, посчитав его грузином. 

«Здравствуйте», - вежливо ответил этот человек на чистом русском языке. 

«Да вы хорошо говорите по-русски!» - изумились мы. 

«А я не знаю грузинского», - ответил он. - «Вообще… Я, можно сказать, вырос в Грузии. Но грузинский язык так и не выучил».

Мы удивились. До этого момента мы не видели человека, который бы не любил Грузию. А тут – на тебе… Потом мы поняли – это он высказался так из уважения к нам. Мол, Россия и Грузия совершенно несопоставимые величины. И Грузия находится в подчинённом отношении (так думает он). 

Мы этот момент плавно обошли стороной. И продолжили разговор. 

Мы спросили – что с его телёнком, почему он так переставляет ноги. И он ответил: «Бог его знает. Но он выжил». 

Как я понял, он воспринимает этого маленького телёнка – как источник мяса, которое потом можно продать.

Мы согласно покивали.

Он поинтересовался – откуда мы. Мы ответили, что из Москвы. И у нас завязался разговор – о прошлом, о его детях и о внуках.

В частности, он недоволен тем, что его пятимесячный внук не воспринимает обычную еду. 

«Ваша дочь не кормит его грудью?» - удивилась Юля. 

«Нет», - ответил он. – «Она не хочет кормить. Ребёнок растёт на искусственном вскармливании».

Юля тут же прочитала ему лекцию о том, что кормить грудью необходимо. Что это очень плохая мода – сохранять свою грудь, не вскармливая своего же ребёнка.

Этот человек отмахнулся. Он сказал, что не вмешивается в дела дочери. И что это, в принципе, не его дело…

На вид ему было 73 года. И на деле оказалось столько же. Сухощавый человек с осторожным выражением голоса – не таким, как принято говорить в Грузии. Он говорил вопросительными предложениями, хотя эти предложения не требовали моего ответа. Это снова была дань уважения. И я это оценил.

Он не казался стариком. Только зубы, пожалуй, вставные. А так – нормальный трудолюбивый человек. Женатый, вечно занятый своим делом. Не безземельный…

То, что он не безземельный, мы поняли сразу. У него (как мы поняли) несколько наделов земли. Два находятся здесь же, вдоль дороги.  Один подальше справа – если идти к Ботаническому саду. Другой слева – дальше от сада и ближе к самому Чакви. Ещё один участок находится где-то в стороне. Там растут мандарины, которых этот дед собирает целых восемь тонн (так сказал он сам, и я ему верю).

А ещё у него есть несколько коров (две из них мы видели на следующий день) и двое (или даже трое) телят.

Ещё у него есть двухэтажный дом – он показал на второй этаж этого строения. И ещё один дом, который не видно отсюда.

И машина, конечно. Какой у него автомобиль, я не понял. Но какой-то есть – поскольку он говорит, что кого-то на нём возит…

Я возрадовался за этого человека. Это ли ни итог жизни, когда у тебя есть всё - и автомобиль, и хороший дом, и семья (двое дочерей и двое внуков – это помимо сына и супруги)? Но человек этот был с моими выводами не согласен.

Он начал жаловаться на крошечную пенсию, на которую трудно выжить… Но он на неё и не выживает. Он до сих пор работает. То есть трудится на земле, выращивая мандарины, коров, да ещё работая в Ботаническом саду – в теплицах, где работает много народу.

Потом мы незаметно перешли на разговор о Саакашвили. И он признался, что голосовал… за Иванишвили. 

«Почему?» - изумился я. 

Он сказал: «Из-за воровства». И поведал, как оформлял участки земли на себя. И что за это был вынужден давать взятку.

Я задумался. Нет, деньги брал не Саакашвили. И было это не в его правление, а раньше или позже. Но… всё равно нехорошо. Однако, с другой стороны, не ему жаловаться на Саакашвили – если он вынужден платить взятки. Это такой вариант собственного оправдания. И в этом нет вины Саакашвили. Абсолютно никакой.

«Миша лишил меня заработка. Я был вынужден устроиться в Ботанический сад», - признался, наконец, этот человек. И вот это он посчитал непростительным грехом Михаила Саакашвили. А это – самое настоящее его достижение. Он заставил работать эту машину – город Батуми и всю Аджарию. Привлек деньги турок, которые начали вкладываться в строительство отелей. И в самом Чакви построили роскошные объекты, которые приносят деньги даже сейчас, когда туризм (из-за коронавируса) умер.

Что-то здесь не так. И этот уважаемый человек вовсе не беден – он по-настоящему богат. Но… ощущает себя бедным. Даже нищим (хотя тут же хвастает, что из Азербайджана ждёт гранатов и готовит для него свои мандарины – то есть делает самый настоящий бизнес, который нищему человеку не по плечу).

Некоторое время мы поговорили. Этот человек немного расстроился – пожалел, то мы не можем зайти к нему. Он бы нас угостил… И мы (в общем-то) почти договорились, что зайдём к нему в следующий раз.

Следующий раз наступил на следующий день. Увидев старика, я поднял руку, приветствуя его. Я был на него совсем не в обиде. Подумаешь – за кого-то он проголосовал. Ну и что? А я – сторонник Саакашвили. И считаю лучшим кандидатом на пост премьер-министра именно его.

Но не всё было так хорошо, как казалось мне. И этот человек начал продвигать свои идеи дальше – жалуясь мне на то, на что жаловаться, в общем-то, нельзя. На свою жизнь… Представляете – на жизнь богатого, успешного человека, называя её «нищей жизнью русского, живущего в несчастной Грузии». (Кавычки здесь не потому, что я привожу дословно высказывания этого человека, но это суть его слов).

В конце концов, я разозлился. И попрощался с этим человеком – дав себе слово никогда с ним не встречаться. Дело в том, что относиться к нему хорошо – это значит выслушивать его признания, поддерживать его «анти-грузинские» настроения. Делать это мне совсем не хочется. Я люблю Грузию со всеми её недостатками, которых, кстати, совсем немного. И я очень люблю грузинский язык. И искренне жалею, что не способен его освоить…

Кстати, он говорит, что жил с родителями до 36 (кажется, я могу что-то перепутать) лет. Что работал на них. И они не давали ему жениться. Потом из семьи ушёл. Женился. И начал своё дело – уже в Чакви. 

Но мне непонятно – человек всю жизнь живёт в Грузии. И что – до сих пор не понимает грузинского языка? Но когда Юля произнесла слово «свобода» по-грузински, он же её понял? И вообще, когда она вворачивала слова из своего грузинского запаса, он никак не реагировал на это – воспринимая её речь, как обычную, рядовую, разве что необычно негромкую (скажем так – не по-грузински).

Потом мы поняли, в чём дело. Дело в справедливости, добиться которой невозможно ни при каких обстоятельствах. Дело в этих выплатах от Иванишвили, которые он доплачивал к зарплате работников Ботанического сада – по 100 лари, по 60 лари, по 20 лари… И в этом году – вообще ничего (я уже рассказывал об этом).

Это и есть – подкуп избирателя, причём, за малые деньги. Но при этом избиратель не видит, что вокруг Ботанического сада строятся отели – на деньги Иванишвили, без разрешительных документов (хотя любые документы можно спокойно сделать, без проблем – они же власть). И что в будущем, когда эти отели будут построены, отношение к Ботаническому саду сильно изменится. С него постараются выжать всё, что он может принести. И месячный абонемент за посещение сада будет уже не 50 лари за двоих. А гораздо больше.

Много можно привести и других аргументов в пользу Саакашвили. Но… это не моё дело. Я рассказал об этом человеке с уважением к нему. И с большим удивлением – поскольку это вовсе не бедный человек (каким мы видим этих людей здесь, в Грузии). Он ощущает себя бедным – это точно. Но он вовсе не бедный…

Есть в нашей жизни и другая история – с русской женщиной по имени Лидия. Она работает уборщицей Ботнического сада. И убирает его верхнюю половину – выметает дорожки от опавших листьев. И делает это прямо-таки мастерски.

Она тоже русская женщина (хотя говорит с лёгким акцентом, заметным нам). Она никогда не называет себя нищей или хотя бы бедной. Нет, у неё в жизни есть главное – её работа. И есть некие знания (не вполне правильные, но всё же). Это она во время первой нашей встречи рассказала нам о похоронах Краснова, о Гинкуле, о том, что «Краснов похоронен вовсе не там, где стоит памятник». И – так далее.

Я, помнится, тогда воспринял её рассказ не совсем так, как рассчитывала она. Но сейчас моё мнение чуть изменилось. Она, действительно, не очень хорошо знает историю Краснова. Но очень любит сам сад. И старается всякий раз поговорить с нами… 

Кстати, она признала, что перепутала нас с двумя мужчинами и женщиной – с которыми мы уже встречались. Это очень хорошие и тоже русские люди, живущие в Батуми. Они явно не особенно богатые. Но живут вполне достойно. И постоянно ходят в Ботанический сад по тем же причинам, что и мы.

Им попросту нравится здесь, поскольку это – райское место. Вот и всё.











 

На снимках – наши прогулки по Ботаническому саду. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий