суббота, 11 февраля 2023 г.

Таиланд – девять лет жизни

На этой неделе время от времени я открывал свой первый блог и читал его. Дело это нисколько не вызывает у меня каких-то неприятных чувств. Напротив – мы жили в самом настоящем Таиланде. Сначала в Паттайе, потом в Бангламунге, потом в Чонбури. Время от времени ездили в Бангкок (который я до сих пор считаю самым красивым городом на Земле). И были так счастливы, что, когда нам надо было сменить страну, мы сильно задумались. Но думали недолго. И в мае месяце, за десять месяцев до нашего отъезда из Таиланда, взяли билеты в Грузию.

У нас всё получилось. Мы приехали в Грузию, поселились сначала в Батуми, потом в Сахалвашо. И проживаем жизнь здесь – без особых трудностей (если ни считать мою болезнь ещё одной трудностью). Всё в нашей жизни хорошо… Но иногда меня затрагивает чувство ностальгии. Да, обычной ностальгии – по благословенному Таиланду. По его людям. По взаимоотношениям, царящим здесь.

Удивительное чувство. Открываешь свой блог (а он весь есть по ссылкам на компьютере – все статьи). И начинаешь читать. И перед тобой раскрывается прошлое, картины несостоявшегося будущего, великие и не очень великие перспективы. То есть то, ради чего ты жил именно в Таиланде.

За год до переезда в Грузию (точнее – до мая 2019 года) мы и не предполагали, что отправимся сюда доживать свой век. И страну выбрали очень удачную. И народ просто чудесный.

Сам я молдаванин стопроцентный (и мать, и отец мои молдаване – моя настоящая фамилия Бостанарь). Юля – наполовину русская (и там много чего намешано). Но не это главное. Главное – в её сосредоточенности на мне. В её любви. В её преданности.

Не оценить это я просто не мог. И я вспоминаю наши походы раз в три дня на рынок в Чонбури. Мы вставали рано утром. Шли на остановку тук-туков, когда ещё лишь пробивалось утреннее солнышко. И ехали на рынок в центр города – где набирали всякой ерунды.

Что мы покупали? Ясно, что еду? Но какую еду? Брали черный рис (он для диабетиков не так вреден, как белый). Брали тайский сыр – тофу. Брали перцы, помидоры (они здесь наполовину зелёные, красных мы не видели ни разу), грибы. То есть набирали всего, что считали так или иначе нам не вредным. 

Вы знаете – за 7 лет нашей болезни мы ни разу не купили того, что нам бы так или иначе повредило. При этом мы совсем не мерили сахар в крови. И я не страдал от приступов холода в руках – его попросту не было. Была одна трофическая язва на левой ноге. Но она была совсем небольшая и постоянно затягивающаяся. Правая же нога была, в принципе, здорова.

Мы жили так, что каждый день у нас начинался с какого-либо приключения. Мы ходили с Юлей гулять – в торговый центр на краю города (где мы получали время от времени деньги), в другой торговый центр, расположенный в центре города, недалеко от рынка. Ходили в Гранд-каньон – в место, где раньше разрабатывали камень и свозили его на местные стройки. Потом сделали из него обычный Гранд-каньон, место, на которое должен взглянуть любой турист.

Мы ходили на китайское кладбище (на самом деле на тайское с китайским акцентом). Ходили в Бангсаен – на гору обезьян, где я кормил их орешками, а Юля снимала это дело на камеру. Потом спускались на пляж Бангсаена и шли по нему – несколько километров (наверное, два или даже три). 

И каждый день мы думали об этой стране, как о самой лучшей державе мира. Как самой благополучной, самой обеспеченной, самой богатой.

Да, это было не совсем так. Но в этой стране стояли заводы, которые выпускали всё – начиная с десятков автомобилей, заканчивая компьютерами и их комплектующими. Я не могу сейчас назвать ни одной марки автомобиля, которой бы не было в Таиланде. «Тойота»? Есть такая. «Исудзу»? И такая есть. «Порше»? Она есть, хотя и ввозится из Германии. Кстати, то же с «Мерседесами» и «БМВ». Это дорогие, элитные автомобили. Но все они оригинальные. Подделок, на которые обращали внимание наши туристы, здесь быть попросту не может. Это вам не Китай.

Кстати, о Китае. Это очень хорошая страна, где живут те же люди, что в значительной степени и в Таиланде. Но они переехали жить в Таиланд на век раньше. И теперь, когда Тай превратился в удивительную, очень богатую страну, они живут здесь, говорят (преимущественно) по-китайски и по-тайски, читают одни и те же газеты. И просто – процветают, не ломясь домой, в свой нынешний Китай. А зачем, если за сто, сто двадцать и сто пятьдесят лет они полностью ассимилировались с этой страной (где их, между прочим, проживает около 10 процентов).

Нам говорили, что кого-то из русских туристов оскорбили именно китайцы. Не знаю, мы этого никогда не видели. Более того, мы останавливались именно в китайских отелях. Ели китайскую пищу. И спали на китайских постелях. Всегда китайцы были приветливы, очень аккуратны и очень хорошо нас обслуживали. Не знаю – где русские увидели, что китайцы их оскорбляют. Мы этого точно не видели. Не было такого.

Я вспоминаю наши банкокские парки. Три парка рядом с рынком Чатучак, один парк королевы Сирикит (Бенджасайри), парк короля Рамы 9. 

Этих парков в Бангкоке столько, что сейчас мне приходится вспоминать – где и какой мы из них посещали. Но все они очень ухожены, все постоянно цветут (круглый год). И все очень красивы.

Я вспоминаю – как мы гуляли по парку королевы Сирикит (второй парк, за Чатучаком). И как нам навстречу попалась удивительная женщина. Она сказала нам, что идти надо прямо, не налево – куда мы ходили постоянно. И именно там нам будет очень интересно. Мы послушались её. И отправились прямо. И, действительно, увидели – как здесь открылся ещё один небольшой парк, ориентированный на лесные достопримечательности. Домик с растениями, фигурка небольшого слона (из железобетона). В реке плавают огромные вараны… Здорово. Но дальше мы стали ходить своим путём – поворачивая налево, через прудик, где паслись гуси. Через музыкальный фонтан (он играет чудесные мелодии и при этом испускает воду, как в том парке в Барселоне). 

Мы многое увидели в Бангкоке. Например, шикарные магазины (где нам просто нечего было купить). Ресторанчики, где мы обедали. Огромные пустые коридоры, посреди которых возвышался такой же безразмерный магазин Apple.

Кстати, об Apple… Эти магазины вызывали у меня постоянный интерес. И я время от времени покупал себе что-нибудь этакое. Купил «блютузную» колонку, потом ещё одну – побольше. Потом планшет (графический). Потом охлаждающую подставку под ноутбук. Потом фирменную клавиатуру, потом фирменную мышь, потом фирменный трекпад… Сейчас от этого ничего не осталось. Вышли из строя и клавиатура, и мышь, и трекпад. Но я понимаю – что это были за устройства. И что у меня, в конце концов, была возможность поработать с основными, самыми лучшими из них – производства самой Apple. Другое дело, что они прослужили кто-то 3 года, кто-то 4 года, кто-то 7 лет. Ничего страшного, устройства очень хорошие. И отличный в моей жизни опыт.

Кстати, мы сменили два своих компьютера. Вышел из строя MacBook Pro 15-дюймов. Потом вышел из строя MacBook Pro 13-дюймов. Они и должны были выйти из строя. Один был выпуска 2010 года, другой 2011 года. Они оба прослужили много лет. Один из компьютеров я заменил на Mac mini2014 года (а купил его в 2017 году) в максимальной комплектации – такой, которого мне до сих пор хватает. А второй компьютер, Юле, я взял MacBook Air M1 в младшей комплектации. И обе машины работают, как незнамо что. Mac mini ещё и с фирменным 27-дюймовым монитором от Apple с интерфейсом Thunderbolt. Отличная, следует заметить, штука.

А ещё мы регулярно бывали в Патайе – где отмечались раз в три месяца в иммигрейшене. И в Срираче – где мы тоже отмечались в иммигрейшене. И не рассматривали это, как некое неудобство (хотя именно неудобством оно и было – как мы поняли позже). 

Нас регулярно пытались «развести» на деньги. Но мы делали вид, что не понимаем. И что мы не можем участвовать в этих хитрых сделках. От нас потихоньку отставали. И мы снова три месяца жили до следующего похода в иммигрейшен.

 Да, именно эти походы в иммигрейшен и стали причиной, что мы уехали из Таиланда.

В 2016 году король Рама 9 умер. Мы горевали очень сильно. Он был настоящим отцом всем, кто так или иначе жил в этой стране.

На его место пришёл его сын - Маха Вачиралонгкорн или Рама X. И… пошло-поехало. Стали меняться законы. Стали меняться выплаты за страховку. Стали меняться деньги, на которые мы могли бы жить в Таиланде. Всё это и привело к тому, что в 2019 году, в мае месяце (когда мы слетали в город Чиангмай – совершенно волшебное место), мы решили купить себе билет куда-нибудь в другое государство. Жить в Таиланде стало невозможно. И мы купили билеты в Грузию…

До ноября 2019 года всё было тихо. В январе 2020 года начались первые ковидные ограничения. 19 февраля завершилась наша тайская виза. Мы собрались и улетели через Астану в Тбилиси. И начался новый период жизни – вскоре после нашего переезда закончившийся ковидной блокадой транспорта в Батуми…

Это дело мы переживаем оба. Нам очень нравился Таиланд – государство, где ты мог быть кем угодно (главное, чтобы ты оставался самим собой). Где нас обслуживали – как русских туристов (а мы не были русскими туристами, мы жили среди самих тайцев как тайцы). И нас всячески оберегали от возможных неприятностей – даже тогда, когда мы просто гуляли по улицам Чонбури.

Вспоминать это, да ещё и с достаточно детальными подробностями – дело очень хорошее. Но мы грустим. Оба грустим. Нам хочется вернуться в Таиланд - хотя бы ненадолго. И мы понимаем, что это невозможно. Мы туда уже не вернёмся.

А Таиланд по-прежнему кипит. Живут его пляжи в Бангсаене. Живёт облагороженная гора обезьян (макак-крабоедов). Живут роскошные дороги, по которым ездят автомобили. И всё это вне зависимости от наличия туристов.

Патайя – да, этот город целиком зависит от туризма. Но не Срирача и не Чонбури. Срирача завязана на японских туристов – которых в Таиланде и без ковида много. А Чонбури просто живёт своими рабочими, которые трудятся на автомобильных заводах, на компьютерных предприятиях, на мебельных фабриках. Им нет никакого дела до жизни туристов. Это самодостаточные города, у которых отличные перспективы не смотря на нового короля.

А что король? Он вне критики. Он просто (на наш взгляд) хороший человек, который старается всячески преодолеть наступивший кризис в туризме. И он этот кризис непременно победит – когда поймёт в чём тут дело.

Мы в любом случае желаем королю процветания. А стране – легкой истории и хороших трудов, которыми славится Таиланд…

Знаете ли вы, что в Тае проживают более 66 миллионов человек (на 2021 год - 66171439). И все люди, живущие в Таиланде, очень счастливы. Почему? Да потому что у них такая вера – буддизм, тхеравада. 

Без этой веры невозможно быть несчастным, как ни крути. 











На снимках – кадры нашей жизни в тёплом Таиланде. Очень хорошее было время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий